«Любимая тема»

Рождественская выставка в Доме-музее Алябьева, город Пятигорск.

Традиционная, дружественная, веселая и всегда новая! Открылась Рождественская выставка, которую многие из художников и горожан Пятигорска ждут целый год. Ее уже немало лет организует Домик Лермонтова и Творческий союз художников, собирая под свое крыло многих и многих: молодых и не вполне, серьезных и не очень, членов и нет — ограничений никаких; впрочем, только — одно — полноценность творчества, искренность, антигламурность. «Сорвись все звезды с небосклона, исчезни местность, все ж не оставлена свобода, чья дочь словесность».

Может именно поэтому, несмотря на обилие участников, экспозиция получилась не пестрой и хаотичной, а стройной, чуть задумчивой и не суетной какой-то. Возможно из-за даты, возможно, предчувствуя испытания, какие нам, наверное, предстоят или по другой не столь явной причине, но художники как будто показали лучшее, что накопили в душе и мастерстве.
Так, молодой художник Андрей Новиков выставил большой пейзаж с Крюковым каналом в Петербурге. Вместе с тем назвать его и пейзажем трудно — он как — стартовая площадка для начинающего пятигорского автора. Место воспетое, многими поколениями российских мастеров, у него вышло по- своему. Душа мастера скользит и возносится над этим благословенным местом, устремляясь в никем еще неоткрытое и непонятое. Много весеннего густого и легкого петербургского особого света и воздуха поддерживают его порыв, подставляют руки-крылья, говорят: лети, сынок.

А вот признанный автор и авторитетный — график Ирина Шаховская словно призывает к обратному — осесть в своих гнездах, обустраивать научится, наконец, их — полюбить. Вытряхнуть пыль и рыбьи косточки, просушить белье, настроить тонкие «антенки» души на птичье небесполезное треньканье. Она автор замечательный своим органическим умением всегда выражаться иероглифически, но не заумно, миф этого не любит, а с теплотой, материнской заботой о нас, людях.

«Зеленый ангел» Анастасии Петриной — пугающе порывистый, от кого он бежит сердечный —" неушто" от нас? Вот скроется он за обрезом холста и что тогда.... Ведь всегда, на иконах и итальянских картинах он летел на всех парусах к человеку, чтобы ему помочь, сообщить благую весть, утешить. Что, если и он отчаялся совсем, кто нам отрет слезы. Бедный — он словно с новогодней елки забытое украшение — в золотой мишуре, малиновых всполохах салюта, но продрогший весь, позеленевший на черном остывающем после праздника небе.

Светлана Авакова, известный на КМВ скульптор, показала на выставке свою новую работу — мать с детьми, один из которых, правда, еще в утробе, а другой — годовалый, настолько прижимается к ним обоим, что готов слиться с ними вновь. Это ли не метафора жизни: ее слитности и нерасторжимости. А она склонила свою совсем девичью юною головку низко к ним обоим — все они вместе образовали как бы яйцо — вечный символ жизни и ее тайны.
Многих на выставке привлек портрет художника Владимира Кузнецова, недавно умершего, работы замечательного графика Людмилы Ошкиной. Он вышел у нее сказочным, мудрым дедушкой. Возможно, благодаря ее сердечной подсказке он таким и останется в сердцах пятигорчан его любившим — ласковым и теплым от многих прощальных прикосновений «нэцке, приносящим удачу.

«Рождественский аккорд» Виталия Непогодина соединяет трогательную наивность и высоту стиля. Стройные сосны словно сшивают землю и небо — замечательный подарок нам всем к Новому году — как метафора стойкости и верности национальной традиции.

По своему ему вторит работа Юрия Куликова. Элегическая и декоративная, нежная и бурная одновременно, она думается, свидетельствует, как много еще нерастраченного, сильного в закромах русской души, национальной традиции.

Тут хочется заметить, что есть чувства, глубоко потаенные, выработанные многими столетиями, веками русской версии культурного развития, которые, сдается, может раскрыть только традиционные формы искусства, такие, например, как пейзаж.

Хороши путевые заметки Юрия Хрипунова, привезенные из Венеции: ни тебе желания понравиться, ни заработать — только пыль дорог, усталость ученика, да благодарность.
Вечные дивы Юрия Перкова желают нам удачи в конце. Да и не праздные девы они вовсе, а музы-вдохновительницы: в кисее и в шляпках, с гитарами и попугаями — такие смешные и наивные, они тем не менее вершат свое дело: подталкивают и подбадривают и держат на удачу скрещенными два перста.

Л. Ягушевская