Пленэр 2012. Выставка «Чудная пора»

В самом звучании слова Пленэр слышится симфония красок, радостно ликующих, таинственно сияющих. Пленэр... Живопись на открытом воздухе в противоположность живописи в мастерской. Пленэрная живопись передает естественное состояние оттенков и переходов освещения, цвета, состояния воздушной среды, непосредственно увиденные в природе.
Уже многие художники эпохи Возрождения в ХVII веке мастерски передавали световоздушную среду, используя серебристо — серую цветовую гамму. Систематическое решение проблемы пленэра дали живописцы второй половины ХIХ — начала ХХ в.в., работающие непосредственно на открытом воздухе (Д.Т. Констебл в Англии, художники Барбизонской школы во Франции). Наиболее полное выражение принципы пленэра нашли в творчестве мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсаро, О. Ренуар и др.) В России в работах В.Д. Поленова, И.И. Левитана, В.А. Серова и других.

В качестве примера можно привести картину А.А. Иванова «Явление Христа народу». Многочисленные «мальчики» считаются этюдами к картине, но это вполне законченные работы и примеры одних из первых в мире опытов на пленэре. А упомянутый ранее Джон Констебл считается первооткрывателем пленэра ( Постройка лодки ; 1815г.)
Но вот закончен семестр. Наступает лето. В художественных вузах, училищах, школах, лицеях начинается увлекательная пора художественной практики, то бишь пленэр. Время, когда учащиеся покидают аудитории с тяжелыми мольбертами, муляжами фруктов, овощей, чучел для постановочных натюрмортов и выходят на свежий воздух (plein air) под руководством своего педагога. Пишут маслом, акварелью пейзажные этюды, делают зарисовки.

Но этому творческому процессу предшествует большая организаторская работа: руководитель пленэра выбирает наиболее живописные привлекательные мотивы, составляет жесткий план работы, как с наибольшим удобством снарядить художественные принадлежности, чтобы обеспечить процесс живописания, в каком состоянии находится этюдник, палитра, кисти, холсты, бумага, картон. С опытом проведения пленэров вырабатывается определенная сноровка, позволяющая, не отвлекаясь на досадные мелочи и неудобства, не опасаясь перемены погоды, целиком посвятить себя передаче красками вибрации воздуха, мерцания света многоликих состояний природы.

Большим опытом проведения пленэров обладает член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова , доктор искусствоведения, председатель Молодежного объединения ТСХ России Петр Петрович Козорезенко, неизменно провозгласивший извечную правду об искусстве, как пути очищения, который творец проходит вместе со зрителем, способным откликнуться и зазвучать на одной волне с картиной.

У живописи, — свой тайный язык. Кто его понимает, может почувствовать сердце художника, связанное через созданные им полотна со Вселенским Творческим огнем.
Он знакомит молодых художников с опытом работы на пленэре художников- современников, рассказывает о поездках на академические дачи в Гурзуф, Горячий Ключ, Сенеж .
В чудесных по красочному богатству уголках природы они творили сами и приглашали молодых художников. В Гурзуфе, например, они писали под южным небом натюрморты с виноградниками, пейзажи, букетами роз, портреты друг друга и натурщиков.

И вот начинается магия творчества. Начинается она с этюда. Этюд, он как правило, имеет несколько этапов роста и завершается холстом, зачастую не всегда похожим на первоначальный замысел. Тем не менее, все вехи этюдов вы увидите на страницах альбома. Эти вехи будут представлены как возможности сопереживания и соучастия в общем деле возведения единого Храма Красоты.

Этюды, написанные на пленэре во время непосредственного общения с Матерью- Природой, представляют собой первое впечатление от соприкосновения с ней. Потом сложится картина.

Летом этого года в июле месяце П.П. Козорезенко со своими подопечными приехали в г.Жуков Калужской области на пленэр. Это совместный проект Российской Академии художеств и Творческого союза художников России Молодежного объединения. Приехали они по приглашению Протоиерея Вячеслава Слезкина настоятеля храма преподобномученицы великой княгини Елизаветы города Белоусова Калужской области.

Члены Молодежного объединения и секции реставрации ТСХ России побывали в Воскресной школе, познакомились с отцом Вячеславом и побывали на прекрасной и незабываемой службе. Отец Вячеслав благословил молодых художников и пожелал им творческих успехов.

Молодые художники потрудились на славу. Было проведено 10 мастер — классов по живописи и искусствоведению. В конце пленэра состоялся просмотр работ, а потом организована выставка участников пленэра. Молодые художники, показывая свои работы, оценивая картины собратьев по кисти, наверное задумались, что не зря они выбрали дорогу в страну, полную неожиданностей и непреходящего очарования, имя которой «Живопись». Воскресной школе и Храму было подарено 50 живописных работ и отреставрированы две большие фрески в церкви Святой Едизаветы, а также приняли в дар художественные материалы, краски, кисти, подрамники, холсты.

Перед отъездом в последний вечер все собрались возле Храма. От города мягкое свечение. Эти огоньки ярче, чем звезды над головой, но уже завтра они будут такими же далекими. Боги ближе к нам, чем мы можем вообразить, но их касание — это зажжение новых творческих огней и новой любви. Ее неподдельность и яркость отражена в этюдах и картинах молодых художников, и она сократит между ними расстояние. Этот небольшой, уютный провинциальный город оказался для них другом и вдохновителем. За время в нем проведенное они не просто влюбились в его красоты, они полюбили его в лице открытых и доброжелательных людей, жизнерадостных и искренних.

Параллельно с пленэром в г. Жукове состоялись пленэры Молодежного объединения дошкольного и школьного направления, руководитель пленэра по Болгарии, Германии, Македонии В.О. Романков, по Испании Е.Б. Сабитова, по Северу И.Ю. Чернышева.

По итогам пленэра, была организована выставка в Государственном выставочном зале «Галерея Нагорная».

Руководители ТСХ России благодарят директора выставочного зала Веру Николаевну Анисимову за помощь в организации и проведении выставки «Чудная пора» и презентации каталога «Пленэр-2012».

Нонна Кристи