«Красные ворота/Против течения»: участники и эксперты проекта встретились за круглым столом

press_release_1200x379_0.jpg

В ходе первой московской выставки академического проекта «Красные ворота/Против течения», которая проходила с 15 по 23 июля в залах Московского дома художников, состоялся круглый стол по обсуждению актуальности и проблематики проекта.

Напомним, что в основу исследовательского проекта положена методика европейского просветителя XVII века Яна Амоса Коменского, автора энциклопедического труда «Мир чувственных вещей в картинках».

Участники проекта в 2022 году получили «творческий заказ» – представить авторские художественные произведения на 10 актуальных тем из «Списка Коменского»: Предсказание, Завещание и послание, Книгопечатание, Игра случая, Смерть, Сцена, Фокусы и миражи, Праздник, Дурные привычки, Апокалипсис.

Модераторами дискуссии выступили руководитель и автор проекта Константин Худяков и куратор проекта Светлана Кузнецова. В обсуждении приняли участие члены Экспертного совета проекта, участники выставки, арт-критики, искусствоведы Научно-исследовательского институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, представители Творческого союза художников России и Московского союза художников.

Профессор Суриковского института Сергей Гавриляченко подчеркнул фундаментальность и грандиозность философского труда Коменского, позволяющего уловить тектонику эпохи, отразив это в художественных произведениях. Он обратил внимание на серьезную работу организаторов и важность проекта для художников.

Директор Научно-исследовательского институт теории и истории изобразительных искусств РАХ Наталия Толстая отметила, что у нее, как у эксперта проекта, уже «третий заход» по Коменскому. «Удивительно, что сложнейшие темы этого блока как раз попали в нерв сегодняшнего дня: апокалипсис, смерть – оказалось, это свойственно и нашему времени, и нашему состоянию, – сказала она. – Интересно наблюдать, как это отразили современные авторы».

Первый вице-президент РАХ Виктор Калинин обратил внимание на немаловажный момент – интерес государства к исследовательскому проекту, поскольку организаторами получен грант в рамках национального проекта «Культура». «Очень важно, что проект долгосрочный, есть ощущение поступательного развития, процесса, стабильность заложена уже в посыле», – подчеркнул он.

Вице-президент РАХ и искусствовед Андрей Золотов уже более десяти лет наблюдающий за развитием проекта «Красные ворота/Против течения», сообщил, что его занимает вопрос «личности» творцов: панорама характеров, как себя проявляют авторы, почему их увлекают те или иные темы, как никогда актуален вопрос: «Кто вы, мастера культуры?». Андрей Золотов отметил большое разнообразие авторов, участвующих в проекте, и то, что выставка позволяет наблюдать некий «эскиз одновременностей» с эффектом неожиданности, что свойственно настоящему искусству.

Заведующей кафедрой истории искусств и гуманитарных дисциплин Строгановской академии Кирилл Гаврилин остановился на актуальном вопросе, как развиваются рынки искусства, галереи живописи, как это отражается на развитии классического искусства. «Наша выставка представляет разные школы, консолидирует усилия различных институций, продвигает плюрализм подходов, – сказал он. – Есть основание с оптимизмом смотреть в будущее».

Историк искусства Леонид Бажанов отметил положительные и отрицательные моменты выставочного проекта. По его словам, выставка продолжает убедительную демонстрацию самой идеи нужности проекта, однако не хватает ориентиров. «Выставка должна учитывать интересы широкого зрителя, и этот зритель неоднозначен, ему трудно ориентироваться в нашем пространстве, – сообщил он. – От Кузнецкого мы ждем чего-то особенного. Содружество союзов эту ситуацию, конечно, должно выправить. Понятно, что проект ориентирован на художников, но не стоит забывать о нашем широком зрителе».

Арт-критик, почетный член РАХ Александр Шклярук обратил внимание на универсальность проекта, последовательное развитие идей, заложенных автором проекта Худяковым, привлечение новых интересных авторов, новых территорий, которые «примыкают» к проекту.

По словам старшего научного сотрудника Московского музея современного искусства Ирины Сосновской, видно, что исследовательский проект развивается, благодаря ему художественная жизнь в регионах стала динамичней. «Мы имеем возможность это наблюдать, непосредственно занимаясь данным проектом с 2012 года, – подчеркнула она. – Хотелось бы пройти этот путь до конца вместе с командой кураторов, воплотив замысел руководителя проекта Константина Худякова – издать 10 томов арт-энциклопедии «Против течения».

Вице-президент РАХ, руководитель Московского союза художников Виктор Глухов обратил внимание, что с каждым годом выставка проекта становится более качественной, профессиональной. По его мнению, в этом заслуга руководителя проекта и всех участников, он также отметил важную роль Виктора Русанова как главного экспозиционера, ответственного за построение экспозиции в залах МСХ. Виктор Глухов подчеркнул нужность проекта для художников-творцов, которые продолжают учиться друг у друга. «Не нужно бояться за зрителя, – отметил он. – Думающий зритель всегда поймет, что хотел сказать художник».

Первый вице-президент ТСХР, академик РАХ и заведующий кафедрой академической живописи Строгановской академии Евгений Ромашко пожелал всем организаторам и участникам соответствовать поставленным высоким целям и творческим задачам.

Главный ученый секретарь президиума РАХ, архитектор Олег Кошкин рассказал, что с большим интересом ознакомился с экспозицией передвижной выставки и по-настоящему позавидовал своим коллегам-художникам, которые сегодня представляют и защищают «открытый» проект, в котором все очевидно и так много интересных работ и талантливых авторов.

Участник проекта и руководитель творческого объединения художников Юга России «Колесо» Олег Калайтанов поблагодарил Константина Худякова и организаторов за приглашение участвовать в выставке-конкурсе «Красные ворота/Против течения». По его словам, проекты Творческого союза художников России и Поволжского отделения РАХ очень мощно мотивируют художников к творчеству, личностному росту. «Таких проектов должно быть больше, особенно в регионах», – подчеркнул он.

Организаторы:

Фонд содействия развитию визуального искусства «Визарт», Творческий союз художников России, Поволжское отделение Российской академии художеств при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры Саратовской области.

Проект реализуется при использовании гранта ООГО «Российский фонд культуры», предоставленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Поделиться:
Подписаться на рассылку