Нам чёрное солнце светило,
нас жгло, опаляло оно,
сжигая иные светила,
сияя на небе — одно.
Б.Слуцкий
Черный ворон, белый снег.
Наша русская картина…
А.Жигулин
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
С.Есенин
Мой черный цвет, как ни кляни,
Хорош хотя б в одном –
Что мало виден я в тени.
Быть белым – боже сохрани!
Как на глазу бельмом.
В.Высоцкий
Днём, когда небо под стать известке,
сам Казимир бы их не заметил, белых на белом.
Вот почему незримы ангелы…
И. Бродский
В отличие от других тем 8-го блока из «Списка Коменского» пара «черное и белое» обозначает не вещь или явление, а свойство, которое в отрыве от предмета, явленного нам в восприятии, не существует.
В истории человеческой мысли и истории искусства трактовки смыслов и коннотаций черного и белого неоднократно менялись и часто противоречили друг другу. Так, например, черный цвет, в ранних религиозных сюжетах ассоциировавшийся исключительно с адом и трактовавшийся как цвет дьявола, в Средние века стал цветом одежд благородных рыцарей. В эпоху Возрождения его уже «носят» царственные особы, судьи, богатые торговцы, и никто не видит в этом ничего дьявольского, это цвет роскоши и богатства.
В культурном контексте современного общества черный цвет стал еще более нейтральным, хотя художники, по традиции, продолжают использовать черные тона для усиления драматического или даже трагического настроения картины, либо для контраста.
Аналогичные метаморфозы происходят и с восприятием белого. Традиционно белый был связан с выражением ангельской чистоты, святости и невинности, трактовался как цвет надежды. Павел Флоренский считал, что «белый, сочетающий в себе все цвета, есть обозначение света как такового».
Но белый включал в себя и негативную семантику. Например, у русских символистов он связывался с холодом, снегом и льдом, мог быть знаком чего-то неприступного в своей чистоте и потому равнодушно отстраненного.
В некоторых культурах белый – это цвет боли, страдания и траурных одежд. Один из всадников Апокалипсиса скачет на белом коне, образ несчастной «вечной невесты» дополняет безжизненное и бесполезное белоснежное платье… Но даже в «мертвенности» белого звучит мотив будущего возрождения: со смертью прежнего возникает новая, иная жизнь, именно поэтому белый цвет дает надежду.
Таким образом, семантическая оппозиция черного и белого не столь однозначна, как кажется на первый взгляд.
Что касается их визуального контраста, то именно он дает ярко выраженный эффект завершенности. Это особенно очевидно в графических композициях, где два контрастных цвета, взаимодействуя друг с другом, воздействуют на зрителя гораздо сильнее, чем по отдельности.
В реальности метафорический контраст черного и белого весьма относителен: как известно, ни абсолютно черного, ни абсолютно белого не существует, а черно-белое мышление, в котором главным становится принцип «все или ничего», может иметь множество негативных последствий как для отдельной личности, так и для общества.
В современной живописи и особенно в графике контраст при использовании черного и белого цветов все еще актуален. Хотя смелые черно-белые композиции эпохи модернизма, ставшие символом концептуализма и минимализма в искусстве, больше не являются вызовом. Тем не менее, при грамотном использовании этих цветов в их взаимодействии может рождаться мощная энергия, эмоционально воздействующая на зрителя.
Ирина Яновская, директор Музея актуального реализма