ЛАБИРИНТ. Статья Кирилла Гаврилина для проекта «Красные ворота/Против течения»

Безусловно, представления о лабиринте прочно отождествляются с древнегреческим мифом о Тесее и Минотавре, минойскими дворцами в Кноссе и Фесте, а также старовавилонским дворцом Зимрилима в Мари на северном русле Евфрата. Во всех перечисленных случаях речь идёт не столько о дворцах, сколько о культовых комплексах, архитектура которых приспособлена для сложных ритуалов, явлений божества в образе земного владыки, ритуальной тавромахии, поиска верного пути, сложных испытаний, требующих решения непростых задач, которые олицетворяет мотив клубка Ариадны, помогающий найти выход из запутанных коридоров и неожиданных тупиков потустороннего, подземного мира, где обитают хтонические божества.
В древнейших первобытных культурах известны лабиринты, олицетворяющие поиск пути в водной пучине: к ним относятся мегалитические сооружения Скандинавии и Соловецких островов.
В период торжества христианства появляется образ «лабиринта духовного», который ведет из преисподней к небесам, Спасению и вратам Горнего Иерусалима.
Образ лабиринта разрабатывался во все периоды истории, в разных видах художественного творчества, и в садовой архитектуре, и в графике, и в живописи, и, даже, в цифровом искусстве, программировании, где благодаря алгоритму Эллера генерируются лабиринты без циклов.
Поэзия, художественная литература и философия – постоянно обращаются к мотиву лабиринта, претерпевающего трансформации: будь то путешествие по кругам Ада, Чистилища и Рая, в «Божественной комедии» Данте или мотив восхождения к вершине у Томаса Манна, «Улисс» Джеймса Джойса – как путешествие по лабиринту современной жизни, наполненному случайностями и неожиданными встречами. Лабиринты Кафки – как символ экзистенциального отчаяния, роман Алена Роб-Грийе «В лабиринте» также ведет нас по дорогам и тропам самопознания.
Что же есть лабиринт, как не поиск пути, проходящего через тернии испытаний?

К.Н. Гаврилин, искусствовед, член-корреспондент РАХ