Портрет
Начиная с раннего Возрождения живописный портрет занимает ведущее место в творчестве художников и является неизменным объектом исследования искусствоведами.
Традиционно считается, что первым обратился к жанру Пьеро делла Франческа, создавший парный портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца. Однако его работа продолжает традицию алтарных образов. Совершенно иным — обновленным предстает профильный портрет молодой дамы Антонио дель Полайоло. Уже в конце XV столетия жанр становится популярным. Портреты пишут такие знаменитые мастера как флорентийцы Доменико Гирландайо и Лоренцо ди Креди. Однако спустя столетия наибольшую известность получили портреты работы Леонардо да Винчи.
Среди художников Северного Возрождения следует выделить Альбрехта Дюрера, с именем которого связано рождение автопортрета, и величайшего немецкого портретиста Ганса Гольбейна Младшего.
В первой половине XVI века портрет получил распространение в ведущих художественных центрах Италии. Наиболее значительная коллекция портретов, включая интимные, был создана во Флоренции Аньоло Бронзино. В Италии над созданием автопортретов и портретов членов семьи работала первая женщина-художник Софонисба Ангвиссола. Автопортреты и образы венецианок запечатлел великий Тициан.
В XVII веке искусство портрета стало достоянием всех живописных школ Европы. В первую очередь надо отметить работы придворного художника испанского короля Филиппа IV Диего Веласкеса и выдающегося голландского портретиста Франса Халса. На протяжении тридцати пяти лет писал портреты Рембрандт ван Рейн, создавший выразительную по психологизму галерею автопортретов. Во Франции придворным художником короля Людовика XIV Шарлем Лебреном была разработана композиция различных типов репрезентативных портретов: конных, парадных и полупарадных — поколенных и поясных.
В Русском царстве создавались парсуны — живописные портретные изображения на холсте, сохраняющие иконописные традиции. На парсунах в дополнение к портретным образам писались текстовые пояснения как в работе Неизвестного мастера «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря». Реформы XVIII века познакомили русских художников с европейской портретной традицией. Основоположник светской живописи Андрей Матвеев обучался в Голландии. В подмастерьях у Андрея Матвеева был Иван Вишняков, ставший в дальнейшем руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Самым известным французском портретистом середины века был Франсуа-Юбер Друэ, картины которого ярко отразили стилистику живописи рококо. Современники его называли «Новый Рембрандт». Знаменитый французский художник Антуан Пэн с 1711 года работал в Берлине при дворе прусских королей. Во второй половине столетия переживает пору расцвета искусство портрета в Англии. Этому мы обязаны творчеством выдающегося художника Джошуа Рейнолдса. Русская художественная школа в этот период была представлена замечательными мастерами, среди них следует выделить крупнейшего портретиста екатерининского классицизма академика Дмитрия Левицкого.
Новый XIX век сделал портрет важнейшим средством репрезентации личности и сохранения ее исторического образа. От работ требовалось не только сходство с моделью, но и выявление ее характера и социального статуса. Образцом портретного искусства стали работы французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. В русской живописи портреты Василия Тропинина составили галерею современников художника. Мастерские по исполнению работы Карла Брюллова продемонстрировали романтическую линию портрета позднего классицизма.
Среди произведений, выполненных во второй половине века, можно выделить реалистические социальные портреты художника Николая Ярошенко, внимательно относящегося к передаче характеров изображенных. Выдающийся портретист Валентин Серов, используя живописные приемы, придавал героям эмоциональную выразительность и наполнял работы воздухом и светом.
Мастера портретной живописи внимательно относились к сохранению стилистики своих работ, что позволяет говорить о яркости и узнавании их творческого почерка. Характерной пластической лепкой рисунка и красочной гаммой отличались портреты художника-импрессиониста Эдуард Мане. Оригинальные по композиции декоративные портреты создавал австрийский художник-символист Густав Климт. Художественное наследие Амедео Модильяни составили модернистские портретные образы современников.
Русские художники на протяжении всего ХХ века стремились отразить в портретах характер эпохи. Желание раскрыть в живописи мысли и устремления героев демонстрирует Михаил Нестеров. Заостренность характеров моделей подчеркивает Натан Альтман. С 1930-х годов в социалистическом искусстве выделяются художники, которым поручают писать портреты государственных деятелей и выдающихся людей страны. Особое место среди них занимал Павел Корин. Более тридцати лет исполнял государственные заказы блестящий портретист Василий Ефанов.
В 60-е годы художники сурового стиля обратились к написанию выразительных портретов современников. Один из самых известных мастеров оттепели — Виктор Иванов представил на картине «В кафе «Греко» своих друзей — новаторов живописного языка советского искусства.
В 60-е–80-е годы к живописи обращались художники неофициального искусства. Одним из самых известных художников-авангардистов был Анатолий Зверев, авторству которого принадлежат десятки экспрессивных портретных работ.