Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano (лат.)
Надо молить богов, чтобы дух здоровый был в теле здоровом.
Децим Юний Ювенал (ок. 60 — ок. 127)
Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
Врач — философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Врач лечит болезни, но излечивает природа.
Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.)
Слово «медицина» имеет несколько значений, восходящих к лат. Medicīna ars medicina — «лечебное искусство, искусство исцеления», medicus, mеdеоr — «лечу, пользую, исцеляю». Таким образом, медицина — это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней человека, облегчение страданий от физических и психических недугов. При этом следует разделять понятия: «народная» медицина и медицина научная, традиционная, «официальная», иногда применяют понятие «конвенциональная» медицина.
Существует четыре варианта символического обозначения медицины. Один из внешних символов медицины с конца XX века — шестиконечная «звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак — красный крест и красный полумесяц, его история тесно связана с деятельностью международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины — чаша со змеей — связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей, и древнегреческой богиней здоровья Гигиеей, изображавшейся с чашей и змеей.
В Древнем мире возникновение заболеваниея рассматривалось как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием законов окружающего мира способствовали возникновению мифов о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, привели к применению целого ряда магических средств и приемов лечения (заклинания, заговоры, молитвы). Зарождение знахарства и шаманства на ранних этапах привело к возникновению понятия лечения как такового. В странах Древнего Востока получила развитие жреческая, или храмовая, медицина. Письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы, законы Ману, законы Аюрведа в Индии) свидетельствуют, что в древних государствах законодательно была регламентирована деятельность врачей и степень их ответственности за нанесение вреда больному.
В Древнем мире врачи и жрецы наряду с магическими формами врачевания использовали целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диете, гигиене, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного применения хирургических методов: трепанации черепа, кесарева сечения при родах. Древнекитайская медицина использовала метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия. Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем, оказала влияние на многие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.
Значительных успехов достигла медицина в развитых античных государствах: есть исторические документы, донесшие до нас свидетельства современников-очевидцев и труды древнегреческого врача Гиппократа, римского естествоиспытателя Клавдия Галена, александрийских врачей Герофила и Эрасистрата.
Гиппокра́т (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates) — врач, целитель и философ — вошел в историю как «отец медицины». Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях Платона и Аристотеля. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача:. клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей деятельности. Общемировой традицией стало произнесение клятвы при получении врачебного диплома. Клятва содержит девять этических принципов: обязательство перед учителями, коллегами, учениками; принцип непричинения вреда больному; обязательство оказания помощи больному (милосердие); принцип заботы о пользе больного и доминанты его интересов; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; обязательство личного совершенствования; врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Насколько важно сохранить преемственность этой традиции в современной медицине, мы понимаем, оказавшись во власти медицинских работников.
Накопление практических медицинских наблюдений продолжалось и в Средние века. Возникли специальные учреждения для лечения больных и раненых, монастырские больницы для гражданского населения (VII век). Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией населения, способствовали возникновению эпидемий и обусловили создание карантинов.
В VII веке исламских странах начинают активно развиваться науки: ученые исламского мира в числе прочего продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и ученым. В Багдаде открываются школы, больницы и аптеки, основана академия, куда приглашаются ученые из всех стран. Византийская и арабская медицина обогатили мировую медицинскую науку новыми описаниями симптомов болезней и лекарственных средств. Самый известный и влиятельный ученый средневекового исламского мира — врач и философ Ибн-Сина (Авиценна), автор более 450 научных трудов в 29 областях науки. Его самые известные работы: «Книга исцеления» — философская и научная энциклопедия, «Канон медицины» — медицинская энциклопедия, ставшая стандартным медицинским учебником во многих университетах, где использовалась до 1650 года.
В средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. Начиная с IX века в университетах на территории современной Германии, Англии и Франции наряду с другими науками преподавалась и медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в Средние века была Салернская. Наиболее известной была гигиеническая поэма Regimen Sanitatis. К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, которые заведовали больницами, сопровождали армии в походах, состояли при королях и принцах.
Только с XIII века у немногих представителей медицины того времени обнаруживается стремление изучать природу болезней путем опытов. Таковы Арнольд из Виллановы и Р. Бэкон. В XIV веке начинается разработка анатомии как науки на основании вскрытий. Мондино де Луцци (1275–1326) издал научный труд, содержащий точные изображения органов.
На территории средневековой Руси активно развивалась монастырская и народная медицина. Лекарственным делом издавна занимались врачи-эмпирики, аптекари, костоправы. Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает краткая «Русская правда». Уже в 1073 и 1076 годах были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении. Упоминаются в «Изборнике» лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани». При Киево-Печерской лавре с XI века действовала монастырская больница.
В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с древних времен. В бане лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» (банки). В Никоновской летописи записано, что в 1091 году митрополит Ефрем поставил больницы в Переяславле. Позднее они появились в Новгороде, Смоленске и других городах. Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках: в Киево-Печерском патерике (XII в.) есть упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Монахи занимались практической медициной и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания.
Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения (XV–XVIII века). Швейцарский врач Парацельс выступил с пропагандой медицины, основанной на опыте и знаниях, ввел во врачебную практику использование различных химических веществ и минеральных вод. А. Везалий описал строение и функции тела человека. Английский врач У. Гарвей создал учение о кровообращении.
Рассматривая тему медицины в контексте «Отражение развития медицины в истории изобразительного искусства», следует остановиться на творческих и научных трудах Леонардо да Винчи (1452–1519) — выдающегося деятеля эпохи Возрождения.
Главная особенность творчества Леонардо да Винчи — попытка совместить методы научного и художественного мышления. Научное творчество он подчинял эстетическим задачам, а в художественном искал полноту знания. Леонардо да Винчи был не только талантливым художником и скульптором: его ум и творческий дар простирались далеко за пределы искусства. Он не считал искусство и науку отдельными областями деятельности. Художник, по его мнению, должен понимать физическую структуру Вселенной, законы, в которой она действует, визуальные эффекты, которые мы можем видеть, и картина должна отражать все это. В голове творца должно быть понимание света, цвета, перспективы, пропорции и анатомии, чтобы он имел возможность рисовать реалистичные работы.
«Витрувиа́нский человек» (лат. homo vitruvianus) — рисунок Леонардо да Винчи, выполненный в 1492 году и изначально известный под названием «Пропорции тела человека согласно Витрувию». Рисунок, выполненный на бумаге пером и чернилами, изображает человека в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами, вписанным одновременно в круг и квадрат. Хранится он в кабинете рисунков и эстампов галереи Академии в Венеции под номером 228. Размеры рисунка — 34,3 × 24,5 см.
Рисунок и сопровождающий его текст, написанный зеркально — справа налево, относится к теме пропорционального канона и связан с записками художника по теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия (Книга III, глава первая трактата «Десять книг об архитектуре»). Он находился в одном из так называемых дневников Леонардо.
Рисунок Витрувианского человека часто используют как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и Вселенной в целом. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация расположения рук и ног составляет две различные позиции. Поза с разведенными в стороны руками и ногами вместе оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях, оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.
Леонардо, вдохновленный Витрувием, представил человеческую фигуру, вписанную в круг и квадрат, символизирующие соответственно небесное и земное. Круг — символ божественного, Вселенной, совершенства. Квадрат — символ земного, материального, ограниченности. Человек объединяет в себе земное и небесное, отражает гармонию Вселенной. Таким образом, «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи представляет собой идею гармонии человеческого тела с окружающим миром, отраженную в пропорциях и формах. Если рассуждать глобально, рисунок символизирует стремление Ренессанса к центризму, гармонии и идеальным пропорциям, человеческому совершенству. Человек может быть моделью устройства Вселенной.
Значимость «Витрувианского человека» в истории искусства колоссальна, поскольку он символизирует слияние искусства, науки и философии, что характерно для эпохи Возрождения. Рисунок иллюстрирует гуманистическое убеждение в совершенстве и гармонии человеческого тела, а в более широком смысле — всей Вселенной.
Любопытным может показаться тот факт, что столь значимый вклад в исследование анатомии человека был сделан художником, а не врачом. Эпоха Возрождения — время людей энциклопедических знаний. Леонардо да Винчи своими трудами существенно изменил многие представления в области анатомии человека. Для него искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека.
В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным. Для этого потребовалась стройная система анатомических знаний. Незадолго до смерти Леонардо да Винчи покаялся кардиналу Арагонскому в том, что он вскрыл свыше 30 трупов в целях исследования строения и жизни человеческого тела. В этом отношении Леонардо был новатором и опередил еще одного выдающегося анатома Возрождения Андреаса Везалия на целых 50 лет.
По свидетельству Леонардо да Винчи, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла лишь малая часть его записей и рисунков в виде отдельных листов, которые стали ценными экспонатами государственных и частных художественных коллекций. На сегодняшний день сохранилось более 200 листов анатомических рисунков с пояснениями. Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не только для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии, опередив в этом упомянутого выше Везалия. В связи с этим можно признать Леонардо да Винчи первым научным иллюстратором анатомии.
Анатомические рисунки Леонардо отличаются уникальной точностью для своего времени. Его интересовал опорно-двигательный аппарат, скелет и мускулатура. Первым среди анатомов и художников он точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, схематичны и примитивны. Первым в истории анатомии он правильно нарисовал суставные поверхности костей, ряд анатомических особенностей скелета человека, связанных с прямохождением.
Значительное внимание Леонардо уделил изучению строения зрительного анализатора — глаза. Он считал глаза «повелителем и князем прочих четырех чувств», описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии. Рассматривал Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа — «седалища вложенной Богом души». Леонардо производил сечение черепа в трех плоскостях — сагиттальной, фронтальной и горизонтальной, составляя объемное изображение костей, его составляющих.
Леонардо был первым, кто правильно описал работу сердца. Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. «Сердце как таковое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов», — отмечал Леонардо.
Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Его интересовали вопросы онтогенеза (индивидуального развития) человека, особенно внутриутробный период. Да Винчи был первым, кто установил биологическую природу зачатия и рождения человека. Интересовали его и возрастные изменения, происходящие с человеком в процессе старения — склероз сосудов и сужение просвета кишок в преклонном возрасте, разницу между мышцами молодого и старого человека, разницу в силе голоса у молодых и стариков.
Выясняя функциональную взаимосвязь органов, их систем и аппаратов, подробно изучая каждую часть тела, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». Человек, согласно Леонардо да Винчи, малый мир со своей структурой, а анатомия — своеобразная космография этого малого мира.
В своем произведении «О строении человека и животных» Леонардо подчеркивал: «Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на члены так же, как он поделил целое на провинции, затем покажу я устройство всех частей в каждом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей».
Исследователи творческого и научного наследия Леонардо да Винчи называют его не только величайшим анатомом не только своей эпохи, но и крупнейшим исследователем последующего времени. В течение целых столетий оставались неизвестными многие его научные открытия. Анатомические наблюдения Леонардо оказались востребованными специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия.
Возможно, великий Леонардо не опубликовал их при жизни осознанно, оставив поле деятельности свободным для не менее талантливых последователей. Везалий и Сервет составили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и сочетающей множество различных подходов к изучению природы человеческого тела. Несмотря на то что работы Леонардо были забыты на долгие века, а его последователи поплатились своей жизнью за прогрессивное развитие науки, золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.
Медицина и ее отражение в трудах художников — всеобъемлющая тема, которая соединяет науку и искусство, отражает жизнь человека в разные периоды его возраста и состояния. Художники во все времена обращались к теме жизни и смерти. С древнейших времен в фокус художников попадал человек во всех его состояниях — в период недугов, испытаний болезнями, избавления от страданий.
Древнеегипетские и античные произведения демонстрируют нам примеры болезней человека и тех, кто искусно врачевал раны наших далеких предков. Здесь же изображены картины полезных обычаев и традиций того времени, делавших тела людей красивыми и более здоровыми, — термы, спорт, гимнастика и пр.
Сложнее было художникам в период Средневековья. Существовавшие табу на фиксацию человеческого тела и общий уровень развития медицины не позволили фиксировать медицинские аспекты жизни. В основном изображалисьэто были сюжеты, касавшиеся религиозной жизни.
Эпоха Возрождения явила немало примеров, в которых была запечатлена медицина. Картины Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Лукаса ван Лейдена, творения Микеланджело и Караваджо… Тогда же проявляется особый интерес к анатомии человека, и созданные в это время медицинские труды содержат в себе рисунки, не уступающие порой творениям художников последующих поколений. Период XVII–XVIII веков изобилует образами не только больных, но и известных врачей того времени. Представлены традиционные способы применения медицинской помощи.
Тема «Медицина» в трудах Яна Амоса Коменского
Предвестник Просвещения, европейский гуманист Ян Амос Коменский разработал учение «Пампедия» — оригинальную методику, которую сегодня назвали бы всеобщей системой непрерывного образования человека. Его учебник для юношества Orbis Sensualium Pictus, 1658 (в русском переводе «Мир чувственных вещей в картинках»), названный автором «энциклопедией видимого мира», «театром видимого мира», содержал 150 тем, раскрывавших основные элементы открытой на то время реальности. Учебник был проиллюстрирован в духе своего времени — лаконично и доходчиво, гравюры были выполнены по эскизам самого автора. Таким образом, чешский педагог и мыслитель середины XVII века предложил общепонятный вербально-визуальный инструмент познавательной деятельности человека, которым с большим успехом пользовались европейские педагоги в течение нескольких столетий.
В иллюстрированном учебнике Orbis Sensualium Pictus Я. А. Коменского, в котором рисунки были органической частью учебных текстов, тема «Медицина» представлена в нескольких разделах:
- человек;
- семь возрастов человека;
- внешние органы человеческого тела;
- голова и руки;
- мясо и внутренности;
- сосуды и кости;
- душа человека;
- внешние и внутренние чувства;
- медицина.
Каждый раздел темы-объекта исследования автор проиллюстрировал небольшой ксилографией и комментариями на немецком и латинском языках. Читатель, разглядывая картинку, разбираясь в деталях, знаках, словах и цифрах, с любопытством раскрывал перед собой «зримый мир». При этом основной своей задачей великий педагог считал воспитание в человеке целостного ощущения окружающего его мира. Этот труд можно в полной мере назвать Книгой художника, настолько он является цельным по замыслу, представляя синтез визуального и вербального контента.
Светлана Кузнецова, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры РФ