ПИРАМИДА. Статья Виктора Махаева для проекта «Красные ворота/Против течения»

Пирамида – трехмерное многогранное тело, имеющее плоское основание и треугольные грани, смыкающиеся на общей вершине. Пирамида с древнейших времен стала типом монументальной архитектуры с сакральной функцией, символом бессмертия, величия власти и власти над миром.
Происхождение термина: на древнеегипетском языке пирамидальное тело обозначалось как aahu-t «горизонт»; на древнегреческом языке слово πυραμις образовано от πυρα «огонь» и μιδες «середина»; на латинском языке pyramidos «пирамида»; на арабском языке пирамида «’haram» هرم означает максимальные габариты и затраты времени.
Как величайшие постройки Древнего мира известны египетские пирамиды, мезоамериканские пирамиды доколумбовой эпохи, находят пирамиды и во многих других регионах мира. Египетская пирамида фараона Хеопса является единственным из знаменитых семи «чудес света» Древнего мира, сохранившимся до наших дней.
Каменная пирамида имитировала священную гору и выполняла ритуальные функции (сакральные церемонии, погребение, культ предков, смерти и воскрешения). В лесостепных природных условиях и у кочевых народов те же функции выполняла земляная насыпь (курган). Египетская каменная пирамида олицетворяла идею первохолма, с которого начиналось творение мира. Создатели пирамид – обитатели дельты и поймы Нила желали вернуть миру гармонию и стабильность, иссякавшие в засушливый период. Это была дань божеству, которому требовалось помочь сохранить мир от исчезновения. Смысл пирамиды заключался в возрождении мира, передаче ему новой силы. Наследником богов, их земным воплощением был фараон, замурованный в пирамиде и подготовленный к воскрешению.
Мифология египетских пирамид базируется на древней сакральной геометрии. Пирамидальная конструкция проявляет свою материальную устойчивость, статику, стабильность, долговечность и силу. Эти значения в свою очередь породили культурные смыслы пирамиды: восхождение от земли к небу, рукотворный мост между ними. В пирамиде соединялись три компонента египетской космологии – земля, небо и подземный мир. Они символизировали перемещение фараона из царства смертных в божественное пространство, духовное путешествие души.
Античная культура, особенно греческая, находилась под сильным влиянием Древнего Египта, для римлян она являлась культурной сокровищницей, откуда черпались архитектурные образы (надгробная пирамида Цестия в Риме).
Усеченная пирамида символизировала Гроб Господень, скальную гробницу Иисуса Христа. Возможно, отсюда берут начало привнесенные европейцами в русскую архитектуру шатровые формы.
В масонских учениях символом Великого архитектора Вселенной является Всевидящее око (лучезарная дельта) – вписанный в треугольник глаз, око, символизирующее Божий промысел. С конца XVIII века усеченная пирамида, вершину которой венчает глаз в треугольнике (Око Провидения), используется в Большой печати США, подтверждающей подлинность государственных документов. Усеченная пирамида с глазом изображена на реверсе однодолларовой банкноты.
В XVIII – начале XX века в Европе был популярен «египетский стиль». Путешественники стремились попасть в Египет, художники зарисовывали пирамиды, которые стали сакральным атрибутом европейского пейзажа, пирамидальные формы использовались в некрополях. Проник «египетский стиль» и в Россию, пирамиды были построены в Царском Селе и Казани, пирамида была излюбленной формой архитектора Николая Львова (церковь Кулич и Пасха).
Русский авангард экспериментировал с базовыми геометрическими формами, ставшими архетипами, среди них выделяется пирамида. О «духовной пирамиде» размышлял Василий Кандинский. Египетские образы использовались в архитектуре русского авангарда: памятник Мировому страданию Ивана Шадра, мавзолей Ленина в проектах Алексея Щусева и Федора Шехтеля, проект Дворца культура Ивана Леонидова, Дом Ленина в Новосибирске, проект Сталинградского мемориала Андрея Бурова.
В современной архитектуре пирамидальная форма используется как культурно-исторический символ (вестибюль Лувра), как композиционная оболочка многофункционального здания (бизнес-центр «Трансамерика» в Сан-Франциско, Дворец мира и согласия в Астане, развлекательный центр в Казани, отели «Луксор» в Лас-Вегасе и «Рюген» в Пхеньяне), как шатровое покрытие над свободным пространством (волейбольно-баскетбольный стадион «Лонг-Бич» в Калифорнии). Образы этих зданий навеяны массовой культурой, эксплуатирующей расхожие символы и туристические объекты мировой культуры.
В массовой коммерческой культуре конца XX – начала XXI века пирамида занимает важное место. Популярны голливудские блокбастеры на ветхозаветную и археологическую тему, а также фильмы, демонстрирующие упомянутые американские пирамиды.
С древнейших времен акробатами, которые соединили спорт с искусством, создавались «живые пирамиды». С XVIII века строительство «живых башен» стало обязательной частью Венецианского карнавала, а «человеческих замков» – праздников в Каталонии и Валенсии. В России гимнастические пирамиды зародились в конце XIX века, популярными они стали в 1920-1950-е годы, когда натренированные спортсмены показывали их на физкультурных парадах. «Живые пирамиды» демонстрировали возможности человеческого тела, соединения усилий сплоченной группы людей.
В соответствии с псевдонаучными теориями, египетские пирамиды содержат всю информацию о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Эксплуатирующая тему пирамиды альтернативная история превращает их в мегаобъекты планетарного масштаба. Утверждается, что в пирамидах был воплощен проект высокоразвитой внеземной цивилизацией, а построенные на всех континентах пирамиды образовывали пространственную систему, связанную с космосом. Псевдонаучные эзотерические теории пирамидологии и торсионных полей, проповедующие особые (лечебно-стимулирующие и консервирующие) свойства пирамид, породили практику строительства энергетических пирамид.
С пирамидой в современной культуре связаны образы древности и вечности; усилий громадного человеческого коллектива, всей нации; интригующей тайны, имеющей эзотерический смысл, всего непознаваемого, самой неразрешимой головоломки; благоговения и почитания; средоточия сверхъестественных сил и непостижимой мистики. Кажется, что пирамиды не могут уничтожить ни природные стихии, ни войны, ни само время. Возведенные на заре человеческой истории, пирамиды являются свидетелями всего, что произошло на Земле, они переживут любые катаклизмы и будут незыблемо стоять вечно.

Виктор Махаев, архитектор, краевед, заведующий научно-исследовательским отделом республиканского музея имени С.Д. Эрьзи