Статья Андрея Скляренко к разделу «Картина на историческую тему»

banner_355h505_1.jpg

Исторический жанр в современной российской живописи

В российской живописи предмет изображения всегда играл особенно важную роль, поскольку в ней большое значение имеют непосредственно сюжет и содержание картины. И, вопреки всевозможным трансформациям современного искусства, постижение реальности и её отражение, проникновение в сущность явлений, остается одной из главных проблем современного изобразительного искусства. По-прежнему не утратила своей значимости сюжетно-тематическая картина, в основе которой имеется рассказ, повествование, представление. Традиционное деление на жанры по предмету изображения в реалистической живописи сохраняется и сейчас: религиозный, мифологический, исторический, бытовой жанры, пейзаж, портрет, натюрморт, «ню» и т.д. В современной живописи стираются границы между жанрами и имеются сильные пересечения. Несмотря на то, что в последнее время сюжетная картина воспринимается нередко как архаичный способ воспроизведения действительности и налицо явный отказ от традиционных способов повествования, она не сдает своих позиций. Пересмотр ценностей в современном искусстве и требования концептуальности, четко сформулированного краткого месседжа, которого ждут зрители от отдельно взятого произведения искусства, или от кураторского проекта заслонили на время интерес к картине как таковой, как к традиционно совершенной форме изобразительного искусства. Тем не менее, потребность в картине с развернутым сюжетом сохраняется .
Существует представление, что художники, занимающиеся сюжетной живописью, должны в остросовременной, чаще либо в публицистической, либо в гипертрофированной манере выражать свои замыслы, как бы опрокидывая первоначальную сущность этого жанра. Задача не из простых. Либо, если они не привержены традиционным идеалам, их однозначно заносят в разряд аутсайдеров, пишущих, словно как полвека назад. Тем не менее, позволим себе не согласиться с этим. В современном искусстве сохраняется приверженность сюжетному произведению как таковому. Выставки последних лет постоянно демонстрируют, с каким упорством работают авторы над картинами разных типов. Безусловно, что в общем потоке встречаются произведения разного уровня, но как известно, только время сможет все расставить по местам, и уже сейчас хотелось бы определить некоторые тенденции развития разных типов сюжетной картины. Наиболее совершенной формой таковой считается картина, написанная на исторический сюжет. Это требует специальной профессиональной подготовки художника и большой внутренней работы над решением проблем интерпретации.
Кто же сейчас из российских мастеров кисти продолжает и развивает традицию исторической живописи? И как изменилась историческая картина в последнее время? Каково отношение к истории? С одной стороны, в российском изобразительном искусстве сохраняется стремление к историческому жанру – как к квинтэссенции поисков художников и жанру, к которому логически подводит вся система многолетней подготовки художников. С другой, выставка «Живописная Россия» демонстрирует немногочисленность примеров обращения к историческому жанру и созданию сложных многофигурных повествовательных композиций.
Исторический жанр трансформируется и под влиянием современных направлений contemporary art, и под влиянием других видов искусства – кинематографа, театра, фотографии. К исторической живописи в настоящее время произведения разной проблематики – это и собственно исторические картины, и «исторические» портреты, представляющие различных исторических персон, это и «исторические» пейзажи, погружающие зрителя в обстановку прошлого.
В представленных на проект «Живописная Россия. По законам жанра» исторических полотнах можно также выделить три основные тенденции;
1. Патриотическая подача исторических сюжетов, соотнесение событий прошлого с современностью через индивидуальное авторское восприятие (В.И.Нестеренко, Д.Белюкин, А.К.Быстров, М.Полетаев).
2. История как осмысление прошлого через повествование, обращение к историческим источникам (И. и Н. Акиловы, М.Пак, П.Стронский, М.Шаньков).
3. Пассеизм, ретроспективность, игра в историю (А.Н,Блиок, И.Степанова, В.Ермолаев).
Итак, к первой тенденции, в которой преобладает истина страстей, можно наиболее определенно отнести полотна В.И.Нестеренко, для которого именно патриотическая составляющая стала основой большинства исторических произведений, независимо от того, о чем в них идет речь, Народный художник РФ Василий Игоревич Нестеренко (р.1967) известен как один из крупнейших современных мастеров, работающих в жанре исторической и религиозной живописи. Его персональная выставка в московском Манеже 2023 года продемонстрировала масштабность мышления и всеохватность замыслов этого невероятно трудоспособного и одаренного мастера. Его полотна «Отстоим Севастополь», «Эхо прошедшей войны», «Мы русские – с нами Бог!» и другие масштабные произведения связывают современную живопись с традициями русской так называемой «хоровой» многофигурной композицией, которой Нестеренко мастерски владеет. Одним из крупнейших проектов художника последних лет стали росписи в Главном Храме Вооруженных Сил в парке «Патриот», в котором переплелись религиозные канонические сюжеты и традиции их изображения с историческими повествованиями, наполненными патриотическим духом.
Картина В.Нестеренко «Непокоренный» (2005) строго говоря – портрет героя Великой Отечественной войны – Юрия Александровича Фомичева (1926-2012) , но этот портрет приобрел историческое и патриотическое звучание, поскольку изображает уникальную личность, выстоявшую в годы суровых испытаний, обладающую несгибаемой волей и мощным темпераментом. Он всю жизнь служил в армии. В юности был распределен сначала в радио-школу на Русский остров, а потом попал в дивизион «плохой погоды», на сторожевой корабль «Метель». Его отправили защищать Кронштадт и Ленинград в район Невской дубровки (самое страшное место в обороне блокадного кольца города, откуда почти никто не вернулся живым, где земля пропитана кровью на несколько метров в глубину). Он несколько раз был тяжело ранен, едва выжил, прошел на своем корабле полмира, войну заканчивал в Корее, был кавалером Ордена Красной Звезды и Красного Знамени, ордена Отечественной войны Первой степени. Еще больший подвиг Ю.А.Фомичева состоял в том, чтобы научиться жить в мирное время. Он писал стихи, был глубоко порядочным человеком, высокой пробы профессионалом и все время помнил о войне, борясь за мир. На портрете он представлен в морском бушлате и бескозырке с георгиевскими ленточками, его грудь буквально «увешана» орденами и медалями. В его высокой немолодой седовласой фигуре – неколебимая стать. Его обветренное лицо и руки словно нарочно подставлены всем полярным ветрам, но они будто не чувствуют мороза и холода, его взгляд полон геройской решимости и отваги. Арктический пейзаж подчеркивает мощь созданного художником образа. Именно таким и запомнилось нам поколение наших дедов и отцов, прошедшее сквозь невыносимые испытания и сохранившее душевную теплоту и порядочность, способное в любой момент встать на защиту Отечества.
Народный художник РФ Дмитрий Белюкин (р.1962), ученик И.С.Глазунова и братьев А.П. и С.П. Ткачевых автор значительного числа масштабных исторических картин, таких как «Белая Россия. Исход» (1992-1994), «Эвакуация дроздовцев и корниловцев из Крыма» (1994), «Выгрузка армии генерала Кутепова Галлиполи» (2009-2010), «Ангелы с моря. Подвиг русских моряков в Мессине в 1908 году» (2019), «Конец Третьего Рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года». Триптих (2020).
Он представил многофигурную историческую композицию «До последнего патрона. Памяти 35-й Береговой батареи и всех героических защитников Севастополя» (2022), посвященную героической защите последнего рубежа Севастополя в июне-июле 1942 года. Изображены события в районе Казачьей бухты в районе мыса Херсонес, на месте которых теперь находится историко-мемориальный комплекс «Пантеон памяти». Представлен страшный момент – военные брошены своими командирами без еды и воды, у них нет боеприпасов. Люди готовятся принять смерть от врага, им некуда отступать, они мужественно переживают последние мгновения жизни. Одни прощаются друг с другом, другие погружены в собственные мысли, их лица суровы и напряжены, но полны героизма и отваги. Эта картина словно находится в диалоге со знаменитым полотном А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Но у Дейнеки – громкое звучание победы, а у Д. Белюкина – молчаливая стойкость внутреннего сопротивления. Большую роль в композиции играет панорамный пейзаж и кинематографическое построение «кадра», на фоне которого, как на фоне мироздания человеческие фигуры кажутся совсем маленькими и незначительными. Это усиливает трагизм звучания сцены.
В триптихе народного художника РФ Михаила Анатольевича Полетаева, руководителя студии военных художников имени М.Б.Грекова, «Сыновья великой страны», «Воины-освободители», «С нами Бог! Чудо-богатыри» (2020) уверенно звучат ноты патриотизма и веры в силу русского оружия от А.Суворова до наших дней. Художник выбирает несколько важнейших эпизодов из истории русской армии. «Чудо-богатыри» написаны словно в пандан к композиции В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и изображает один из эпизодов Итальянского похода А.В. Суворова. В глубине холста и сам полководец на коне, а крупным планом, словно приемами монтажа аттракционов написаны главные герои этого похода – солдаты, чудо-богатыри. В центральной части триптиха – ключевой момент в битве за Берлин - взятие Рейхстага. Воины освободители написаны крупным планом, использован прием фрагментарной композиции, позволяющей «приблизить» фигуры и лица участников триумфа. В левой композиции «Сыновья великой страны», защищающие рубежи Родины в горах Азии. Великие деяния исторического прошлого пересекаются с событиями наших дней. Внуки помнят заветы своих прадедов и отцов. М.А. Полетаев известен многими художественными монументальными проектами, такими как росписи и картоны мозаик для Главного Храма Вооруженных Сил в парке «Патриот», росписи многочисленных православных храмов.
Народный художник РФ Александр Кирович Быстров (р.1956) – один из известнейших представителей петербургской академической школы, много лет преподающий в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, руководитель мастерской монументальной живописи, автор многих мозаичных и витражных композиций для станций Петербургского метрополитена. Именно своими многофигурными мозаичными историческими панно он задал определенный вектор в развитии исторического жанра Петербургского искусства последних десятилетий. Он много трудится и над станковыми произведениями, написанными на разнообразные сюжеты из русской истории. В них академическая школа рисунка и живописи сочетаются с композиционными принципами иконописи, её лаконичностью и обобщенностью. Он считает, что «именно классика способна сегодня являться частью жизни… Именно она может помочь реализовать стремление многих наших современников к красоте, такой необходимой…» .
Образ Емельяна Пугачева – один из постоянных, к которому обращается этот мастер. Можно вспомнить его картины: «Плаха Пугачева «Черный ворон» (2008), «Емельян Пугачев» (2009), «Атаман» (2014), посвященные вечной русской теме – бунту. В клетку посаженный, закованный в кандалы Емельян Пугачев, словно черный ворон, летящий рядом, распростер свои руки, как крыла и буквально «выплескивает» на зрителя свою колоссальную необузданную энергию, полную жажды свободы как у птицы. Если в его картине «Плаха Пугачева» герой представлен в трагический момент перед казнью, то на этот раз вечные оппозиции – жизнь и смерть, свобода и заточение, полет и приземленность предстают перед нами. Художник решает эту тему скорее в философско-поэтическом, чем в социально-историческом плане, в отличие от, например, хорошо известной картины Т.Г.Назаренко. Не случайно он почти отказывается от повествовательных деталей, свидетельствующих о конкретной исторической эпохе. Все внимание сосредоточено на цветовой и композиционной экспрессии, выраженной мощными, лаконичными, пастозными мазками кисти.
В картине 2024 года «Емельян Пугачев» А.К. Быстров вновь создает своеобразный образ народного бунтаря, основанный на глубоком знании иконографии этой исторической личности. Каждый раз он ищет в нем нечто, созвучное нашему времени. В характере «яицкого бунтовщика», самозванца нет однозначности: проявляется не только мужество, природный ум, воля, и даже одержимость, но и некоторая раздумчивость, осознание ограниченности и конечности своих возможностей, что свидетельствует о современном отношении к этой трагической фигуре русской истории. В наше время художники так же, как и прежде, находятся в поиске выражения эпохи через некие символы. Все внимание в этом фронтальном поколенном изображении сосредоточено на лице и руках Е.Пугачева, его обнаженной шее и груди, написанных мощно, пастозно, можно сказать рельефно, с глубоким чувством пластических законов рисунка и живописи. Создан суровый, темпераментный типаж человека безудержной страсти, бескомпромиссного героя, способного на самые решительные действия.
История как повествование, пронесенное художниками сквозь собственное понимание жизни – это второй путь создания исторических картин, как формирование предлагаемых обстоятельств для существования в них создаваемых образов. Картина Ильи Валерьевича и Никиты Валерьевича Акиловых (р.1976), преподавателей РГХПУ имени С.П.Строганова, называется «Ante Spectacula» – «Перед выступлениями» (2021) написана на сюжет из древнеримской истории и посвящена трагическим судьбам гладиаторов. Выбранный сюжет помогает раскрыть лиричные образы персонажей и показать сцену любви и прощания перед гибелью двух молодых людей – юноши и девушки, идущих на смерть ради развлечения толпы. Эти художники нередко обращаются к античной тематике («Гомер», «Одиссей»). В застылости идеализированных фигур персонажей, во внимательной проработке отдельных деталей, в увлечении фактурами предметов есть что-то от академической живописи конца XIX века в духе С.В.Бакаловича и Г.И.Семирадского. Картина Акиловых отличается утонченным рисунком и изысканностью цветового решения.
Мария Пак (р.1973) – художник-монументалист, преподаватель МГАХИ имени В.И.Сурикова представила картину «Вдовий дом» (2024). Вдовий дом – это особенное место в Москве, здание которого было построено в XVIII архитектором Иваном Жилярди. Оно предназначалось для содержания вдов военнослужащих. Известно, что именно здесь появились первые в Москве сестры милосердия. Это здание имеет особую ауру, сохраняющуюся до наших дней, хотя назначение его изменилось. Художница воссоздает атмосферу императорской России, когда Вдовий дом находился под высочайшим покровительством и члены императорской фамилии посещали его. Итак, сюжетом данной картины стало посещение высочайшими особами Вдовьего дома, что являлось традицией со времен Марии Федоровны. Сестры милосердия встречают на пороге почетную делегацию. За этой, казалось бы, рядовой сценой стоит глубочайший смысл: отношения власти к своему долгу и почетное служение подданным. Картина написана в обобщенной манере, внимание художницы сосредоточено на ритмических повторениях черно-белых пятен одеяний персонажей и на гармоничном классическом архитектурном облике знаменитого портика Вдовьего дома.
Картина заслуженного художника РФ Петра Тимофеевича Стронского (р.1959), работающего в разных видах монументальной и станковой живописи «Император Петр Великий перевозит мощи Св. Александра Невского в Санкт-Петербург» (2024) посвящена великим деяниям Петра Первого. Здесь речь идет о духовной преемственности власти и символической передачи символов управления от самого Святого Александра Невского – Петру Первому. Как известно событие произошло в 1724 году, когда по указу царя мощи Александра Невского были торжественно перенесены из Владимира в Александро-Невский монастырь. Петр стоит на корме корабля, за его спиной рака с мощами Александра Невского. Рукой он опирается на тумбу с лежащим свитком с начертанным на нем царским указом о переносе мощей. Рядом с ним священник (патриарх), вокруг – солдаты Преображенского полка – верные слуги царя. Образ Петра явно заимствован из кинокартины «Россия молодая» режиссера И.Гурина по роману Ю.Германа, где роль молодого царя с успехом исполнил Д.Золотухин. В этом полотне воссозданная историческая сцена вызывает ассоциации с событиями наших дней – празднования 800-летия А.Невского, переноса его мощей из Зимнего дворца в Александро-Невскую Лавру, утверждения новой символов новой государственности.
Важной тенденцией в современной исторической живописи остается ретроспективная линия. Ретроспективизм или пассеизм стали важной чертой русского искусства рубежа XIX-XX вв. Большой вклад в формирование этого явления стали художники объединения «Мир искусства». Эта тенденция представлена на выставке такими именами как А.Н.Блиок, И.Степанова, В.Ермолаев.
Один из серьезных представителей нынешнего старшего поколения художников-академистов народный художник РФ Андрей Николаевич Блиок (р.1946) нередко обращается к историческому жанру. Еще в 1971 году он выполнил дипломную работу «Спуск корабля. Петр I» (х., м., НИМ РАХ). В ней – монументальная фигура Петра в окружении его свиты дана на фоне прекрасного пейзажа строящегося Петербурга и конечно же в облаке парусов великолепных кораблей. Этой композиции присуще романтическое настроение и чувство пафоса, свойственное подобного рода произведениям. Развитием этой темы стала его фреска «Петровские корабелы» (1972) в здании Василеостровской администрации города Ленинграда.
А.Н.Блиок принимал участие в грандиозном выставочном проекте 2022 года, осуществленном ГМЗ «Петергоф», ПАО «Газпром», Государственным Русским музеем и Санкт-Петербургской академией художеств имени Ильи Репина, – «30 картин из жизни Петра Великого» к 350-летию Петра Великого. Выставка, проходившая на Марсовом поле, представила четырнадцать исторических полотен из фонда Государственного Русского музея. «Шестнадцать утраченных картин на сюжеты, заданные программой исторического проекта, выполнены силами педагогов и выпускников Санкт-Петербургской академии художеств». В этом проекте приняли участие такие живописцы, как А.К. Быстров, А.Н. Блиок, Х.В. Савкуев, А.Г. Николаева-Берг, А. Белов, И. Соловьева, Н. Блохин, И. Овчаренко и другие авторы, каждый из которых работал в свойственной ему индивидуальной манере, раскрывая тот или иной программный сюжет .
А.Н.Блиоку принадлежало полотно на исторический сюжет «Воронежские судоверфи», связанное с строительством петровских кораблей. Громкий проект получил признание публики и профессионалов, он еще долго будет обсуждаться на самых разных уровнях. Однако важно подчеркнуть, что он явно способствовал сохранению и развитию современной исторической живописи как уникального жанра, остро нуждающегося в поддержке различных официальных структур и в наличие заказчика на большие программные полотна.
В проекте «Живописная Россия. По законам жанра» представлена картина А.Н.Блиока «Петр I. Император Российский. 1721 год» (2022), выполненная в год празднования 350-летнего юбилея Петра. 1721 год в истории России – это года, когда Петр Первый принял титул императора Всероссийского, а страна была провозглашена империей Это монументальное полотно, в котором Петр величественно восседает на вздыбленном коне на фоне ведуты, с изображением строящейся на брегах Невы новой столицы Российской империи, с военными кораблями и гражданскими суднами, спущенными на воду, зданием Адмиралтейства, булыжной набережной. Триумфальный образ навеян знаменитым «Медным всадником» созданным в скульптуре М.Фальконе, а в поэзии А.С.Пушкиным. И все же, в этой работе акцент сделан на эстетизме образа и пассеистическом уходе в историческое прошлое.
А.Н.Блиок неоднократно обращался к образу Петербурга, одного из самых прекрасных для него мест на Земле. Причем трактовать свои пейзажи он нередко будет именно в историческом ключе. Его полотна «Свежий ветер» (1983), «Смольный» (1987), триптих «Ленинград («Атланты», «Смольный», «Крюков канал»)» (1988), «Стрелка Васильевского острова» (2002) хотя и не содержат исторического повествования, но глубоко пронизаны атмосферой имперского столичного города, в котором каждый камень буквально «дышит» историей.
Именно пейзаж с историческими коннотациями «В Мраморном дворце» (2017) он представил на выставке. Изображен знаменитый двор Мраморного дворца, с установленной в нем конной статуей императора Александра III скульптора Паоло Трубецкого, стоявшей изначально на Знаменской площади у Николаевского вокзала в Петербурге с 1909 года. Эта скульптура, выполненная в импрессионистическом ключе, показывающая огромную фигуру императора-миротворца, восседающего на мощном коне, вызывала много суждений в обществе рубежа XIX-XX веков, когда ей давали множество определений. Одно из них: «Стоит комод, на комоде – бегемот, на бегемоте – обормот». Скульптуру пытались уничтожить в годы Ленинского плана Монументальной пропаганды, но её удалось спасти, благодаря переносу во двор Корпуса Бенуа Русского музея в 1937 году, где она простояла в годы советской власти. И лишь в 1994 году её вернули в пространство города, во двор Мраморного дворца, построенного в XVIII веке, по проекту архитектора Ринальди для фаворита Екатерины II – графа Григория Орлова, а в конце XIX века, принадлежавшего князю Константину Романову (К.Р.).
Этот дворец – первое сооружение в Петербурге, облицованное натуральным камнем, сохранившее свое великолепное убранство, во многом благодаря тому, что в советский период здесь находился музей В.И.Ленина. Сейчас Дворец и монумент воспринимаются как единое целое и представляют один из гармоничных ансамблей Петербурга. В картине Блиока подчеркивается синтетическое единство архитектуры и скульптуры исторического места, связанного с множеством событий. Для художника важно передать не только состояние зимнего городского пейзажа, но и наполнить его историческими аллюзиями, заставить зрителя поразмышлять над судьбами тех людей, с которыми это место связано, вспомнить исторический контекст. А.Н.Блиок – великолепный рисовальщик школы А.А. Мыльникова, он прекрасно изображает и архитектуру дворца, и пространство двора, и, конечно же, выразительный силуэт памятника. Живопись полотна подчинена строгому рисунку и, как всегда, у Блиока, отличается некоторой суховатостью манеры и излишней рациональностью. Но в этом и узнаваемость руки мастера.
Следует искусству модерна и традициям прерафаэлитизма московская молодая художница Иванна Валерьевна Степанова. Она окончила живописный факультет РАЖВиЗ Ильи Глазунова в 2021 году, затем ассистентуру-стажировку по специальности «искусство живописи» (2023). Картина «Сон. Перед полем Куликовым» написана на известный исторический сюжет, один из самых важных в русской истории. К теме битвы на поле Куликовом, ставшей воплощением темы патриотизма, обращались многие известные художники: О.Кипренский, А.Бубнов, М.Авилов, И.Глазунов, Ю.Ракша.
И. Степанова будто вспоминает картину В. Васенецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», но в ином ключе. Если у Васнецова изображено поле после битвы с лежащими на нем убиенными воинами, то она создает вариант сна воинов накануне битвы. Разместив фигуры в вертикальном формате холста, она задает им s-образное движение. Стилистическая манера, в которой работает живописец восходит к модерну, в ней преобладает линеарное начало. Каждая фигура немного идеализирована, и чуть-чуть манерна, словно показано не поле перед битвой, а безмятежный сон после праздника Ивана-Купалы. Историчность полотну придают изображение доспехов, ну и, конечно же, пейзаж, стилизованный и напоминающий живопись икон.
Картина Виталия Юрьевича Ермолаева «Царская охота» (2007) перекликается со знаменитыми изданиями исторических очерков «Царских охот на Руси» Н.И. Кутепова, предпринятыми в 1896-1911 гг. Напрашивается сравнение со знаменитой работой В.А.Серова «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900). Однако В.Ермолаев нарочито подчеркивает театральность и галантный характер изображаемой сцены,
Его же картина «Зимние забавы» (2024) напоминает знаменитые картины К.Сомова и А.Бенуа. С легкой иронией и даже некоторой игривостью показаны сцены развлечений в зимнем Петербурге XVIII века, когда по глади скованных льдом рек и каналов скользили на коньках жители города, предаваясь радостям этого времени года. Стоящие на рейде огромные корабли на фоне Петропавловской крепости создают очень важную атмосферу в этой картине, полной добродушного веселья и радости.
Работа Михаила Юрьевича Шанькова (р.1962) «Русские горки» (2022) продолжает мирискусническую линию ретроспективизма. Изображен момент, стремительного спуска на санях на знаменитой Катальной горке в Ораниенбауме, который был так популярен в Елизаветинскую эпоху. Куртуазная сцена «счастливого поцелуя» в момент, когда сани достигают пика своего подъема, создает эффект стремительности движения и ощущения счастья и легкого волнения.
Таким образом на выставке «Живописная Россия. По законам жанра» можно видеть основные направления развития исторического жанра в отечественной живописи последних лет. Проанализировав работы сделаем следующие выводы:
- исторический жанр – самый сложный и редкий в современном искусстве. Возможно, это связано с трудоемкостью затрат на создание больших многофигурных композиций, что должно подкрепляться не только интенциями художников, но и существованием заказа на подобного рода произведения;
- под историческим жанром понимается довольно широкий спектр разного рода произведений – исторические полотна как таковые, исторические портреты и пейзажи, в сюжетах которых присутствуют исторические элементы;
- существуют разные трактовки исторических сюжетов: через патриотические чувства, раскрытие психологических образов персонажей и перекличку с ситуацией сегодняшнего дня, через историческое повествование, пересказ того или иного сюжета; через ретроспективизм, уход погружение в прошлое, некоторая костюмность исторических сюжетов;
- исторический жанр представлен авторами, связанными с крупнейшими художественными институциями Россиями, в образовательных системах которых сохраняется уважение к исторической картине, как ведущему жанру в создании многофигурной композиции.
Можно сказать, что пушкинская формула передачи «истины страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах» отлично работает и поныне, но понимается предельно широко. Для одних художников на первый план действительно выходит истина страстей, для других непосредственно предполагаемые обстоятельства, для третьих – внешний антураж, сопровождающий изображаемых персонажей и своего рода упоительная игра в историю.

Светлана Михайловна Грачева