Религиозная живопись – особый жанр в искусстве. Обращение к этому жанру не исключение, а закономерная традиция. Религия и искусство всегда находились в неразрывной связи. Главная задача религиозной живописи – прославить Бога и его дела на земле, укрепить и распространить веру среди людей. Религиозные картины призваны передать накопленный духовный опыт новым поколениям средствами и формами актуальными для своего времени.
Важно отметить, что религиозное искусство в целом не является чем-то застылым и статичным. Как и в прежние столетия, художники, следуя внутренним побуждениям, обращаются к великому событию мировой истории, имеющему общечеловеческое значение. Но религиозная тема значима и для жизни каждого частного человека, поскольку каждый из нас сталкивается с вопросами нравственного выбора. Таким образом, религия становится неиссякаемым источником вдохновения для художников разных стран и традиций. Безусловно, велик вклад в станковую религиозную живопись европейских мастеров прошлого. Благодаря им нет ни одного западного города, в котором не было бы своей Пречистой Девы и своего Христа. Вопреки расхожему мнению, западно-христианское искусство не отказалось от иконы как таковой и по сей день развивает монументальную религиозную живопись. Не иссякает поток зрителей к Моне Лизе, Сикстинской Мадонне и в залы Рафаэля.
На протяжении всего XIX века русская литература обращалась к религиозной живописи. А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Герцен, Ф. Достоевский – перечисление имен можно продолжать бесконечно, названы лишь первые всплывающие в памяти писатели, которые специально обращались к образам Мадонн, Ангелов и Христа. О древнерусской живописи и ее традициях наряду с историками и искусствоведами также едва ли не первыми с момента ее повторного открытия после вынужденного забвения страшных 1920-50-х годов стали говорить писатели и поэты т. н. деревенского направления. Постепенно религиозная тема из предметов интерьера второго плана стала превращаться в ведущую тему и в живописи, сначала в произведениях, посвященных жизни русской деревни и памяти войны, а потом уже – в трагических картинах эпохи перестройки. И в связи с этим нельзя не вспомнить таких авторов, как Виктор Попков с его «мезенскими вдовами» и Гелий Коржев с его работами поздних лет.
На протяжении всего долгого пути развития истории русского искусства все писавшие на религиозную тему авторы были очень разными – и по темпераменту, и по предпочитаемому стилю, и по своему представлению об изображаемом. Каждая попытка художественно ощутить связь с Богом достойна восхищения. Желание рассказать о грехе и добродетели в красках – важнейший этап в жизни каждого художника. При этом именно художники России чувствуют особую связь с религиозной философией. Самое поразительное – это всё идет из души. Сегодня, как и столетия назад, религиозная тема становится личной темой художника, его своеобразной исповедью. Российские художники обращаются к вечной теме страстей Христовых, христианских, религиозных ценностей. Как и прежде, художник сегодня сопричастен событиям далеких времен, когда в мир явился спаситель человечества. Вся история нашей страны пронизана кругом церковных праздников и связанных с ними религиозных обрядов. В древней Руси вплоть до XVIII века религиозный опыт художников был частью церковного, а вместе с ним, и общенародного опыта. В иконах и фресках, мозаиках и книжной миниатюре раскрывалась миру духовная истина, слава Христа, торжество победы над смертью. Позже она стала обретать черты философского диспута, спора о вере. Но главным оставалось одно – желание авторов об этом писать.
В Новое время обе тенденции – философия иконы и светское художественное начало – благодаря традициям западноевропейской школы живописи оказались объединены и породили особый российский культурный и художественный феномен – так называемую светскую религиозную живопись, монументальную и станковую картину. Неоценимый вклад внес в это дело Павел Петрович Чистяков. Благодаря ему русский живописец нашел свой творческий путь, исторически сложившийся на основе «крепкого» классического художественного образования и народной традиции. Нельзя не вспомнить наших наиболее ярких представителей религиозного жанра, сыгравших в истории русского искусства XIX века выдающуюся роль: Александр Иванов, Михаил Нестеров, Илья Репин, Виктор Васнецов, Василий Суриков, Василий Поленов и др. – с благоговением преклонимся перед трудами их дел.
Обратимся к фигуре А. Иванова. Не будет преувеличением назвать данного художника художником-идеологом, философом, психологом. В его картинах, посвященных религиозной теме («Явление Христа народу», «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения»), помимо высокого технического и эстетического мастерства, зритель видит глубокое философское понимание данных сюжетов. Неслучайно Бенуа пишет, что в образе Магдалины можно увидеть «нечто такое, что показывает, до какого понимания трагического дошел уже в то время Иванов, каким он стал сердцеведом, как глубоко мог перечувствовать до слез умилительный рассказ Евангелия».
Мне думается, художник всегда несет ответственность за выбранный сюжет, чему его и учат в художественных вузах страны. Еще сильны традиции классической школы живописи в современных учебных заведениях. Традиционные ценности в широком смысле этого слова являются приоритетными в воспитании будущих поколений художников, музыкантов, деятелей культуры. Именно в годы учебы закладывается фундамент будущих свершений.
Эксперимент также не чужд цеху художников-живописцев. Художник всегда в поиске. Кто-то, освободившись от канонов академической живописи, ищет свой почерк, свой экспрессивный язык. Кто-то думает, в какую форму облечь свои идеи, переживания, размышления. Кому-то важно сохранить верность рисунку, «питаясь» образцами мастеров, добиться гармонии в колорите и строгости композиции. Интересно «сочиненные» и исполненные высокохудожественно картины всегда вызывают неподдельный интерес зрителей и коллег.
Любители живописи во время посещения выставки «Живописная Россия» могут увидеть разнообразие авторских прочтений вечных сюжетов, разные стили и направления в современном религиозном искусстве, благодаря чему зрители не останутся равнодушными и унесут в памяти яркие художественные образы, откроют для себя новые смыслы. В этом и заключается миссия отечественной культуры.
Можно сказать, что религиозная живопись в какой-то мере вслед за иконописью наследует традиции своеобразного канона, выработанного веками и существующего уже по умолчанию. Так, при всем многообразии образа Христа, Богоматери, святых и ангелов и у автора, и у зрителя есть свое представление о том, как они должны выглядеть хотя бы в общих чертах. При этом сегодня, как и в древности, существующая традиция не является догмой и не становится препятствием на пути новаторских исканий. Напротив, сегодня, как и во времена Андрея Рублева, канон становится нотами, пользуясь которыми можно создать множество непохожих друг на друга мелодий.
Да и само понятие религиозного искусства может быть понято гораздо более широко, чем только обращение к так называемым церковно-историческим сюжетам.
На этой выставке религиозная живопись включает и обращение к традициям еще дохристианской Руси. Так, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств Игорь Машков обращается к красочному празднику Ивана Купалы, память о котором до сих пор живет в нашем народе. В этой картине языческая Русь, которую часто представляют варварской и темной, изображена исполненной гармонии, добра и надежды. И как будто персонифицирована в образе «красной девицы».
И совершенно иные женские образы мы встречаем в картине Есионова Андрея «Благовещение». Хрупкость и уязвимость уступают место почти культурной осязаемости в передаче твердости веры.*
Еще один женский образ встречает нас в картине известного современного живописца Андрея Ремнёва «Волхова». Пронизанное музыкальным ритмом плавных линий благородное мерцание складок платка находит в себе неожиданную параллель в золотистых нимбах ангелов, благодаря чему два мира, зримый и горний, как будто на глазах у зрителя вступают в неслышный диалог между собой. Земная женская тема поддержана богородичными образами.
Расстилает свой плат над раскинувшимся внизу (и удивительно точно переданным) архитектурным ансамблем русского монастыря на Святой Горе Афон. В этой работе российского художника, получившего известность своими произведениями на темы русской истории и христианской религиозности, Василия Нестеренко сочетаются классицистическая традиция в русском искусстве и традиция русской реалистической живописи рубежа XIX-XX веков.
Сурово взирает со стены храма на сложившего голову грешника образ Богоматери Одигитрии в картине академика Российской академии художеств, народного художника Российской Федерации Константина Петрова «Под омофором Богородицы». Фон, на котором она представлена, как будто соткан из света, в то время как тяжелые думы мужчины отразились плотными темными тонами на его лице, на его фигуре. Перед ликом божьим, в момент истины, Богоматерь словно заключает в незримые объятия обоих – и грешника, и батюшку (силуэт Богородицы незримо объединяет их двоих).
К редкому сюжету обращается талантливый современный художник Сергей Афонский в своей картине «Исцеление раба». Весь мир как будто съежился и расступился, освободив пространство в том месте, где исполинского размера Христос наложением ладони исцеляет раба, наполнив его изнутри собственным светом.
Реминисценциями античных и раннехристианских мозаик исполнена композиция не менее интересного и серьезного автора Афонской Виктории «Адам нарекает имена животным», в которой представлен цветущий райский сад до грехопадения. Художница оригинально трактует образ Адама, этот ветхозаветный сюжет, мощно использует противоположные тона в своей живописи.
Сергей и Виктория Афонские считают обращение к библейским сюжетам главной темой в своем творчестве.
Сюжеты, к которым редко обращаются художники, представлены зрителю в картинах первого вице-президента Российской академии художеств, академика РАХ, заслуженного художника РФ Виктора Григорьевича Калинина. Картина «Изведение из рва» построена на сочетании двух пересекающихся диагоналей. Композиция вроде бы, по всем канонам, должна порождать ощущение тревоги и драматизма, но благодаря общей колористической гармонии и точной работе цветом преобладающей интонацией в картине становятся спокойствие, умиротворенность и зримо переданное чувство обретенного спасения.
В картине «Воскрешение Лазаря» образ Христа вызывает ассоциации с суровыми ликами северных русских икон. В то время как нервная вибрация пастозных мазков белого цвета заставляет вспомнить уже другую традицию – творчество Дионисия и мастеров его круга.
Традиции монументальной древнерусской фресковой живописи оживают и в произведении члена Союза художников СССР/России, Заслуженного художника Российской Федерации, академик РАХ Вадима Иванкина «Вестник молчания». Автору удается вжиться в их пропорциональный строй и сложный линейный рисунок, разбеленный цветами складок. Вестник как будто покидает своды храма и, отделяясь от тверди каменной стены, выходит в земной мир.
В картине заслуженного художника РФ Веры Кондулуковой «Схождение благодатного огня» ощущается русская академическая традиция XIX века. Здесь мы видим классическую уравновешенную композицию, четко выделенный композиционный центр, стремление художницы рассказать человеку о важном событии простым земным языком.
В картине яркого современного автора Анны Серовой «Рождественская мистерия» мы видим тему, которая уже встречалась у других авторов – это тема взаимодействия двух миров. Но если в других случаях мы видели, как ангелы сходили к людям, то здесь иное решение – через высокую арку то ли храма, то ли града, люди выходят в бескрайнее земное пространство, где их целью становится окрашенный первыми лучами рассветного солнца храм. Подобное решение очень философично и побуждает остановиться и задуматься над представленным на картине.
В картине члена Союза художников России Дарьи Румянцевой «Пролетая над нами… (Памяти дедушки)» оживают традиции русского наивного искусства, с его немного сказочным началом. Над широкой панорамой пейзажа, который хочется рассматривать, вглядываясь в мелкие детали, царит небо с присущей ему уникальной «архитектурой» облаков, с которых мудро и лукаво смотрит на зрителя дорогой автору человек.
Выше мы провели небольшой экскурс по разделу религиозной живописи выставки «Живописная Россия», чтобы составить о ней общее впечатление, а последнее слово оставляем за зрителем.