Свет и Тень. Статья Надежды Каргаполовой для проекта «Красные ворота/Против течения»

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош,
и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один.
Бытие. Глава I [1:3-1:5]

Безгранична и неисчерпаема тема света и тени в искусстве. Как бы мы не пытались ее раскрыть, не смогли бы сказать все…
Свет как физическое явление это электромагнитное излучение, воспринимаемое нашим глазом. Солнце – для нас, землян, главный источник этого физического света. Солнечный свет дает всему живому энергию, тепло. С приходом весны, когда продолжительность светового дня увеличивается, все живое просыпается, возрождается, наполняется энергией. Не случайны культ солнца в древних цивилизациях, в мифологии многих народов, связь правителей царств и стран с главным небесным светилом. Фараоны Древнего Египта считались сынами бога солнца Амона-Ра, Аматэрасу – богиня-солнце в синтоизме, – прародительницей японских императоров.
Поклонение солнечному диску Атону в эпоху Амарны в Древнем Египте, привело к своеобразному «прямому контакту» с небесным светилом: храмы не имели перекрытий и были открыты солнцу, жертвенники непосредственно освещались им. О близком «диалоге» Атона и семьи фараона свидетельствуют знаменитые амарнские рельефы.
Тень не может существовать без света, она всегда рядом, отбрасывается от освещенного предмета, объекта. Тень не равнозначна тьме, которая противоположна свету и может ассоциироваться со злом, тогда как свет всегда ассоциируется с добром, счастьем и радостью. Тень – это сокрытое, неявное, таинственное. В китайской философии символизм пассивного, женского инь связывается с тенью, темнотой; активного, мужского ян – со светом, солнцем.
Отбрасываемая от предмета тень может порождать самые причудливые образы в нашей фантазии. Тень дает прохладу в жаркий солнечный день – вспомним «античные идиллии» Г.И. Семирадского, его картины «Христос у Марфы и Марии» (1886, ГРМ) «Танец среди мечей» (1881, ГТГ) и другие.
Существует разница восприятия тени в западной и восточной культуре. По Платону – тень – это иллюзии, в которых живет обычный человек. Истинный свет видит философ. На Востоке тень связывается с понятием человеческой души. В Древнем Египте тень – «шуит» – считалась частью души, одной из сущностей человека и изображалась в виде черной человеческой фигуры.
Об особом, избирательном значении тени повествуется в иранской и центральноазиатской мифологии. Человек становился царем, если на него падала священная тень птицы Хумай. Изображение этой мифической птицы присутствует на гербе Узбекистана.
Свет – всегда освещает, выявляет истинное. Свет духовный дает душам человеческим божественную поддержку, божественное присутствие. И сказал Христос: «Я свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Свет нетварный, фаворский, пронизывающий все мироздание и созерцаемый избранными подвижниками, достигшими особого духовного уровня, передается в христианском искусстве золотыми фонами, нимбами, ассистом на одеждах, свечением мандорлы вокруг фигуры Христа; пробелами, бликами на ликах святых.
Пасха Христова всегда приходится на весенние месяцы, когда солнечного света становится больше и дольше длится день. Вместе с пробуждением природы, ее воскрешением после зимы, встречаем воскрешение Христа.
Устройство крестово-купольного храма в православии издавна учитывает особое присутствие света в интерьере. Каждый раз в ясный солнечный день удивительно наблюдать за лучами света, проникающими в храм и озаряющими его через оконные проемы барабана купола и все другие. Солнечные лучи соучаствуют в литургии и соединяются со всеми важными ее составляющими: возгласами священника, пением клироса, ароматом кадильного ладана, трепетом свечей – духовным символом обращенности наших душ к Богу и еще одним источником света в храме. В западной традиции, цветной свет, наполняющий пространство готического собора, порождаемый витражами вертикально вытянутых и узких стрельчатых окон, вызывает волнующее ощущение чуда, происходящее на глазах прихожан.
Свет и тень в изобразительном искусстве объединяются понятием «светотень». Светотень – важная составляющая живописной теории и практики. Эволюция светотени в западноевропейском искусстве шла по пути передачи с ее помощью трехмерности пространства, иллюзорной реальности окружающего мира, постепенно она стала участвовать в раскрытии глубоких психологических и духовных переживаний, теологических смыслов: от «сфумато» Леонардо да Винчи эпохи Ренессанса, динамичных световых эффектов эпохи барокко в разных видах и жанрах искусства, будь то росписи плафонов дворцов и вилл, подкупольного пространства храмов до контрастной светотени Караваджо, помогающей раскрыть образ, тему, сюжет; погружающей в глубину философских размышлений светотень Рембрандта, драматизма света и тени Гойи.
В XIX веке передача отражений, бликов солнечного света и тени на поверхности предметов стали одним из главных достижений импрессионизма. Художник, более не скованный мастерской, работал на пленэре, изучал эффекты солнечного освещения в природе, наблюдая их непосредственно. Палитра высветлялась, отрицая черный цвет. Предшественник импрессионистов «светоносный» английский художник Уильям Тернер говорил, что свет это цвет, а тень – его отсутствие. Традиции импрессионизма актуальны и сегодня, редкий художник ХХ века не проходил в своем становлении стадию импрессионизма.
Развитие науки и техники на рубеже ХIХ–ХХ веков изменило отношение к свету, его передаче в искусстве в ХХ веке. Появление электричества, открытие рентгеновских лучей, наряду с другими научными и техническими достижениями вызвали в искусстве ХХ века переворот художественного сознания.
Бунтующий художественный авангард, ниспровергающий академические нормы изобразительного искусства в начале ХХ века, бросал вызовы главному светилу. Солнце в авангардном театре художника подвергся переосмыслению и художественным интерпретациям. Теперь уже аналоговый электрический свет занимает умы и воображение живописцев и графиков. Неслучайно «Победа над солнцем» Малевича, Крученых и Матюшина стала одной из знаковых театральных постановок русского художественного авангарда 1910-х гг.
В 1910-20-е гг. аналоговый свет становится инструментом в руках художника и наряду с музыкой, движением и цветом создает ткань сценического произведения. Нельзя переоценить в этом отношении замысел симфонической поэмы «Прометей» А.Н. Скрябина, не только для своего времени, но и для всего ХХ века. Вдохновленный скрябинской строкой Luce световые партии на изобретенном им самим аппарате создавал художник северной столицы Григорий Гидони. Владимир Баранов-Россине бесконечно эволюционировал свой «оптофон» – инструмент с клавишами, наподобие рояля, порождавший цветные световые абстрактные проекции. Опыты создания световых партий в театре предпринимали Михаил Матюшин – художник и музыкант и апологет абстракционизма Василий Кандинский. Они также были увлечены экспериментами по соответствию цвета и звука.
Кандинский не только разработал теорию беспредметной живописи, где дал богатую характеристику краскам, но и живо интересовался современными достижениями в области театра и новых технологий. Он был знаком с современными световыми кинетическими экспериментами и в своих сценографических текстах большое внимание уделял самостоятельной игре цветного света.
Насколько глубоко и разнообразно тема света в искусстве отечественного авангарда волновала его представителей, говорят и лучизм Михаила Ларионова, и духовно озаренная «светоживопись» Павла Голубятникова, и «новый лучизм» светящихся линий «ангелических портретов» позднего Павла Челищева.
Новый подход к сопоставлению света и тени развивался в экспериментах отечественного и западноевропейского авангарда. Вспомним фотографии Александра Родченко, эксперименты Ласло Мохой-Надя и других. И здесь, наряду с использованием солнечного естественного света, начинает активно использоваться аналоговый электрический. Говоря о «светоносности» авангарда можно вспомнить участие в 1918 году А. Лентулова в постановке «Прометея» А. Скрябина в Большом театре Москвы.
Развитие современного отечественного медиа-искусства, истоки которого были заложены в начале ХХ века, было прервано в 1930-е – 1940-е, но вновь проявило себя в «светомузыке» и кинетическом искусстве 1960-х, активно применяет возможности аналогового и цифрового света сегодня, чему примером может быть и стерео-картины Константина Худякова, и других современных медиа-художников.

Н.А. Каргаполова, кандидат искусствоведения