ЗВЕЗДА. Статья Романа Багдасарова для проекта «Красные ворота/Против течения»

0. Звезда изображается как знак, символ или образ.
1. Примером первого служит Альфа Центавра (в её систему входит ближайшая к нам Проксима Центавра), обозначающая переднее копыто получеловека-полуконя.
2. Ко второму случаю относится α Малой Медведицы, символизирующая Полярную Звезду. 15 тыс. лет назад Полярную Звезду символизировала Вега (α созвездия Лиры). Две тысячи лет после этого она курсировала внутри созвездия Геркулеса, затем ещё две тысячи лет внутри Дракона, пока не вошла в Малую Медведицу, α которой символизирует его в настоящий момент. Светилам Цефея и Лебедя ещё предстоит играть роль Поляриса, пока он снова не возвратится в Вегу, описав полный круг прецессии. Некоторые археоастрономы уверены, что созвездия, в которых гостит Полярис, занимают центральное место в актуальном моменте человеческой культуры. Герой (Геракл), Дракон и Колесница (вариант названия Медведицы), кажется, действительно таковы. Если проследить их популярность, то окажется, что по числу изображений героев лидирует западная часть Евразии, Колесница маркирует центральную зону степей, а Дракон характерен для восточного и юго-восточных краев материка. Составит ли им конкуренцию Цефей (царь в чалме, со скипетром и плащом), и будет ли его популярность локализована столь же явно, предстоит узнать потомкам.
3. То, как звезда исполняет функции знака и символа выяснить легко. Но чьим образом она может выступать? Только божественным, а также тех, кто фокусирует признаки божественности на своей персоне. Озаренное чело, сияющие глаза у богов, гениев и святых передаются зрителю при помощи лучей, превращая голову или целую фигуру в источник света. 36-метровый Колосс Родосский, изображавший Гелиоса в лучевидном нимбе, послужил образцом для бронзовой статуи императора Нерона, которую Веспасиан, следующий император, разделил с человеческой природой предшественника, назвав просто Гелиосом, а Адриан соединил вновь – теперь уже с собой.
4. Космология не стоит на месте. Если Ян Амос Коменский полагал, что Полярная Звезда венчает небесную сферу, то сегодня её соотносят с полюсом Земли. Последняя считалась не планетой, а центром мироздания; Солнце и Луна – светила, но раньше в число звёзд не входили. Унифицированные «неподвижные» звёзды мозаик Равенны наделялись иной природой, чем созвездия зодиака, каждое из которых в эпоху Ренессанса олицетворялось тремя «жанровыми сценами» – деканами. Что же соединяло между собой все ипостаси Звезды?
5. Главное качество Звезды – излучение, сияние. Видимое свечение – эманация потустороннего божества традиционных религий. «Как от костра, сложенного на земле и ограниченного костровищем, рассеивается свет, так же и вся вселенная — это рассеянная энергия Верховного Брахмана. И как различен — более или менее — свет, рассеиваясь дальше или ближе от костра, — такие же различия есть и в энергии безличного Брахмана» (Вишну Пурана). «Словом Его сотворены звезды, и Он знает число звезд», — сказано в Библии о Господе. «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда», – гласит Коран.
6. Число лучей, пронизывающих тьму, соответствует области, освещенной светом и освященной духом. В русском языке это подтверждается даже на этимологическом уровне: «светлый» и «святой» происходят от единого корня. Иероглиф в виде пятиконечной звезды означал у египтян «восхождение к началу», а восьмиконечная звезда шумеров соответствовала «небу» и «богу». Хотя свет истины «просвещает всякого человека, грядущего в мир», отождествление со звездой было возможно лишь для осознавших источник Света — «просветленных», «святых». К ним обращено загадочное изречение почитателей Митры: «Я звезда, которая сопровождает тебя и сияет из глубин». В этом плане афоризм поэта-оккультиста Алистера Кроули «Каждый мужчина и каждая женщина — это звезда», скорее обещание, чем констатация факта.
7. Звезды часто отождествляют с многосторонними «звездчатыми» многоугольниками, однако в символическом плане это ошибка. Начертание любого геометрического символа зависит от число задающих его точек, а у звезды, если учитывать центр, их всегда будет на одну больше, чем концов у многоугольника, по которому тот получил название. Центр обозначает источник сияния, без него звезда не звезда. Вот почему пентаграмма и пятиконечная звезда - не одно и то же.
8. В художественном творчестве чаще всего встречаются пяти-, шести-, восьми-, девяти-, и двенадцатиконечные звезды. Естественным порядком концы подразделяются на три типа: отрезки, остроугольные (менее 90°) лучи и тупые (90°-180°) углы. Так, трёхконечная звезда имеет две модификации: лучевую (эмблема Mercedes) и треугольную с тупым углом, как правило, в ореоле из штралов (на изображениях Всевидящего Ока).
9. Чем большим числом лучей обладает звезда, тем более плотный слой материи она пронизывает, тем более сложную конфигурацию элементов обеспечивает. В звездах с нечетным числом лучей имеется вершина. Ее верхнее положение соотносят с восходящим потоком энергии, нижнее — с нисходящим (как на Ордене «Красное Знамя», учрежденном в РСФСР в 1918 году, а затем ставшим высшей наградой в Советском Союзе вплоть до 1930 года).
10. Крест обычно рассматривают отдельно от звезд, хотя из них он, едва ли, не самый распространённый – звезда с четырьмя лучами. В угловом варианте сиянию такой звезды соответствует не квадрат, а ромб. Последний символ входит в палеолитический ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными для него энергиями. Позже, в неолите, ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Поделенный на четверо ромб стал знаком засеянного поля. В традиционной культуре славян и угро-финнов ромб выступал как оберег. У мордвы, марийцев, удмуртов, коми ромб играет эту роль до сих пор.
11. Древнейшие находки пятиконечной звезды известны в Месопотамии, Иране, на Крите. За пределами распространения раннеземледельческих культур 5-конечную звезду найти трудно, хотя позднее она стал священной эмблемой у японцев и американских индейцев. Пятиугольная симметрия присуща органической природе. Одинаковое число с пальцами на руке (отсюда русское «пясть»), конечностями и чувствами сделали 5-конечную звезду символом человека, воплощающего космос в малом объеме (микрокосм). «Образ Бога есть Вечность, Вечности – мир, мира – Солнце, Солнца – человек» (Герметический корпус XI:15).
12. Шестиконечная звезда образует кристаллическую сетку Земли и другие структуры «неживой» природы, поэтому не случайно используется в 6-угольных схемах химических элементов. В древнейшем (эпохи знаменитого неолитического городища в Чатал-хююке) анатолийском орнаменте «килим» 6-конечные звезды повествуют о священном браке (иерогамии) между Небом и Землей. Ковры с таким орнаментом жители турецкого Хачилара ткут и поныне. Согласно христианской символике 6-конечная звезда соответствует дням Творения и полноте материального мира.
13. В древнеиндийских градостроительных трактатах есть планы восьмиугольных городов, таковы же многие цитадели Европы. Предположительное святилище Перуна в Киеве было окружено восемью кострищами, расположенными по направлениям 4-х основных сторон горизонта и 4-х промежуточных. На православных иконах «Спас в силах», «Неопалимая Купина», 8-конечная звезда символизирует проекцию небесного мира (ромб) на материальный (квадрат), их взаимопересечение. В древнерусском искусстве Господа Саваофа и Святой Дух изображали с восьмиугольным венцом — знаком несотворенности и бесконечности. Восьмиугольник — промежуточная фаза между кругом (символом Эдема, начала земной жизни) и квадратом (Небесным Градом конца Истории). Восьмиугольник как бы свидетельствует о невозможном, но вполне реальном превращении квадрата в круг –трудноуловимом миге конца времен, выходе за пределы истории в жизнь вечную. Ту же идею спасения души из колеса времени несет восьмиконечная звезда, помещавшаяся на христианских надгробиях между «альфой» и «омегой» (первой и последней буквами греческого алфавита).
14. Число «12» носит универсальный характер и соответствует 12 знакам Зодиака, месяцам, коленам Израиля, апостолам, камням и воротам Небесного Иерусалима. Всеохватность этого числа запечатлена в купольной звезде романского храма в Муассак (Франция), раскинувшей по своду 12 лучей из единого центра. 12-лучевая звезда считалась родовым гербом македонской династии Аргеадов, который они унаследовали от своего предка Геракла, совершившего 12 подвигов. Такая звезда была обнаружена на вещах из могилы царя Филиппа — отца Александра Македонского. Евангелист Лука, бывший по преданию эллином и первым иконописцем, три раза повторил 12-лучевую звезду на одеждах Богородицы, подчеркнув ее владычество над небом, землей и преисподней. Вообще же форма и число концов у Богородичных звезд могут быть чрезвычайно разнообразны.
15. Странствующая Вифлеемская звезда, за которой спешили евангельские волхвы, приняла форму литургического орудия – двух скрепленных в средокрестии дуг (она называется «звездицей»). В православии и католицизме Вифлеемская звезда изображается неодинаково. Религиозной причиной Крымской войны 1853-1856 гг. послужило то, что католики-французы сняли с вертепа Господня (места рождения Христа в Вифлееме) греческую православную звезду и заменили ее своей.
16. Современный человек далеко не всегда будет связывать звезду с каким-то определённым мифом или религиозным значением. Её парадокс в том, что даже зримый звездный свет всегда является свидетельством иного бытия, трансцендентности.

Роман БАГДАСАРОВ, культуролог