Новый роман дизайнера и писателя Николая Матвиенко о взрослении. Однако его героиня, девушка Нюта, не совсем обычный человек и взрослеет она так же необычно. Врачи подозревают что у Нюты биполярное расстройство личности, но читателю предстоит решить самому, насколько диагноз соответствует действительности.
Повествование построено как дневник Нюты, переходящий в условную запись её внутренней речи. Перед нами возникает образ удивительно честной, чистой, но отнюдь не беззащитной девушки, способной проникать в сознание других людей и манипулировать ими. Безумна ли она? Или эта необычность восприятия связана с желанием девушки стать художником (она рисует много и учится в художественной школе)?
«…разрываюсь между живописью и текстами. Тексты мне надо писать, потому что Нюту несет, а не рисовать я не могу, потому что следую принципу «можешь не рисовать – не рисуй». Не можешь не рисовать – рисуй. Так вот. Я не могу не рисовать. Мне становится легко, когда я наедине с холстом, с бумагой, с кистью. Я лечу и творю, растворяюсь в картине. А когда пишу – копаю очень глубоко, может, даже чересчур, как взрослая».
Быть может эти пограничные состояния – единственный способ выживания людей со сверхспособностями в нашем, пропитанном ложью и жаждой наживы, мире?
«Музыка Чюрлениса в живописи, запахи Бодлера в поэзии, синтез трех искусств в одном шедевре. Стихия огня, воды и льда в одном произведении. С Аниш Капур я списалась за пять минут, и мы подружились, несмотря на разницу в возрасте. Брит-арт – не совсем мое увлечение, но отдельные авторы Брит-арта очень достойны моего внимания. Люси Маккензи мне близка по духу, я ей просто написала про ее скульптуры, что они на меня похожи, когда я в ступоре или приземляюсь после полета, а она мне в ответ прислала около десяти своих неопубликованных работ».
Нюта встречает первую любовь, пытается привнести в свою семью отсутствующую там гармонию, постичь тайны творчества и самопознания… События романа стремительно следуют одно за другим, он наполнен странными, надолго запоминающимися картинами и не менее колоритными персонажами.
«…я иногда сканирую ладошками картины в Третьяковке и Пушкинском с закрытыми глазами. Это меня научили Надежда Мещерская и Надежда Александровна. Сначала ничего не получалось, и я ничего не ощущала.
- Сосредоточься. Руки расслабь. Мысленно погрузись в сущность и природу естества, – вспомнила я слова Надежды.
Ладошки сканируют поверхность. Вначале ничего не происходит. Потом произошел контакт. Щелчок. Я замерла. Картины же со мной говорили. У меня целые диалоги-монологи записаны в дневнике. И каменный исполин вошел в контакт со мной. Вернее, я его начала чувствовать не как холодную глыбу минералов из песка и гнейса, кварца и базальта, а как носителя информации из далеких галактик. Мой воспаленный мозг и воображение представили картину».
Размышления Нюты о живописи это её личная «точка отсчёта координат», начало ее пути в живописные картины воображаемого мира.