Проект был выбран к реализации по результатам конкурса, проведенного в октябре 2024 года Третьяковской галереей.
Название этого арт-объекта восходит к латинскому pietas — почитание богов, семьи и отечества, нравственное поведение, в русском пиетет — «глубокое уважение, благоговение», то, что мы должны испытывать к культурному наследию. Композиция напоминает о скульптуре «Пьета» Микеланджело, которая, как и картина И.Е. Репина, подверглась нападению. В обоих произведениях центральная фигура — мёртвый сын. Царь содеял это своей волей, Мадонна скорбит, надеясь на Воскресение. Кресло реставратора и ткань, напоминающая о технике удаления старого лака с картин — инструменты воскрешения произведений искусства, ставших жертвами времени или вандализма. Реставрация произведения искусства — один из образов воскрешения. Это посвящение реставраторам, и в то же время воплощение благоговения перед искусством как частью духовной жизни человечества.
В основе работы — кресло реставратора, конструкция, разработанная сотрудниками Третьяковской галереи для реставрации картины Репина. Ткань, наброшенная на кресло, завершает композицию, приближая её к основным объёмам скульптуры Микеланджело. Но это не мёртвое тело, а лишь плащаница, и перевёрнутая арка драпировки, по словам одного из реставраторов — ладья, в которой спаслось человечество. Это уже не оплакивание, а грядущий за ним момент возрождения.
Посетить экспозицию можно до 2 ноября 2025 года.
Место проведения: Москва, Лаврушинский пер., 10, зал 30.