«Космос — это личное»: итоговая выставка лаборатории фотографии ТСХР и фестиваля «Гагарин.doc»

bez_nazvaniya_7.jpg

С 2 по 14 ноября 2024 года в ЦК «Московский» в Казани проходит итоговая выставка лаборатории фотографии ТСХР и Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc» «Космос – это личное».

Какой путь прошли представления о космосе от «небесной тверди» до бесконечной расширяющейся Вселенной, от идей возвращения «братского состояния» русского космизма до космической гонки? Чем является для нас космос сегодня: источником надежды или угрозы? Осознаем ли мы себя частью космоса, или противопоставляем нашу обитаемую планету бесконечной непознаваемой пустоте?

С самого начала своего существования фотография оказывается тесно связанной с наукой о космосе: фотография превращается в важный инструмент в астрономии, заменяя непосредственное наблюдение звезд, а телескопы становятся прототипом для фотообъективов. Фотография дает возможность разглядеть небесные тела в невидимых глазу диапазонах, провести спектральный анализ их излучения, определить их температуру и химический состав.

С началом космической эры, способность фотографии беспристрастно фиксировать то, что не видно человеческому глазу, помогает выйти на новый уровень точности в определении координат звезд для космической навигации. Одновременно с этим, изучение космоса человеком, пилотируемые космические полеты становятся важными вехами в истории человечества, переплетаясь с личными историями каждого конкретного человека. Этапы «освоения» космоса — первый спутник Земли, первый человек в космосе, первый полет на Луну — могут показаться общим достоянием людей Земли и дать надежду на гармоничное сосуществование, подобно тому, как земные границы стираются на международной космической станции, в буквальном смысле находящейся выше этих границ.

Выставка подводит итог трех лет работы лаборатории фотографии фестиваля «Гагарин.doc». В экспозиции представлены работы, сделанные в рамках лаборатории в 2022, 2023 и 2024 годах, а также работы преподавателей лаборатории. Каждый из представленных проектов посвящен исследованию повседневности, истории и культуры через тему космоса. Используя фотографию, участники рассматривают историю своего региона, свой личный опыт как поле для создания творческих высказываний. Творческая лаборатория объединила в качестве преподавателей и лекторов современных художников, работающих с медиумом фотографии, и студентов. Фотографические проекты показывают связанность личной истории отдельного взятого человека с «большой» историей — освоения космоса, историей страны и человечества. Помимо работы с созданием фотографических изображений, участники лаборатории обращаются и к личным архивам, чтобы переосмыслить уже существующие изображения и вложить в них новые значения.

Руководитель проекта

Сосновская Ирина

Кураторы

Анастасия Цайдер
Пётр Антонов

Участники

Карина Адамян, Елена Аносова, Пётр Антонов, Антон Батишев, Александра Белякова, Виктория Бобученко, Роман Жучков (Gilgalen), Виктория Крюкова, Иван Михайлов, Александр Москвитин, Наталья Пронина, Михаил Тарасов, Аля Пупина, Марина Трифонова, Анастасия Цайдер, Алена Юрикова.

О работах участников

В проекте «Карусель моей вселенной» Карина Адамян находит космическое в повседневном. Фотографии карусели в городском парке, благодаря различным съемочным техникам, отсылают к нашим представлениям о динамике жизни звезд, к изображениям объектов дальнего космоса — звездных скоплений, туманностей, галактик — зачастую созданным в недоступных человеческому глазу диапазонах: инфракрасном, рентгеновском. В то же время сам образ карусели является глубоко личным для автора.

Проект «Другие пределы» Елены Аносовой ищет связь между человеком и космосом в технологических устройствах. Художница задумывается о том, как телескопы становятся продолжением человеческого зрения, а космос — продолжением среды естественного обитания человека.

В проекте «АЗТ-16. Забытый телескоп» Пётр Антонов исследует малоизвестную историю советско-чилийского научного сотрудничества. Установленный в 1960-е годы в Чили телескоп Пулковской обсерватории становится свидетелем не только рождения новых звезд, но и исторических событий на земле.

Работа Антона Батишева — белый прямоугольник абсолютного света. За 16 секунд экспозиции фотографическая камера собирает максимальное количество света, стирая все различия и полутона. Обращаясь к философии русского космизма, автор видит в этом олицетворение главной задачи и вершины человеческой деятельности — победы над смертью.

В проекте «Документ места» Александра Белякова обращается к изображению из своего личного архива — фотографии, сделанной на стартовой площадке космодрома. Сейчас ни одного из изображенных объектов не сохранилось, осталась лишь природа степи, стремящаяся вернуться в свое первозданное состояние. Чтобы соотнести свое изображение с современностью, автор закрывает все рукотворные объекты черными прямоугольниками, отсылая и к механизмам умышленного сокрытия информации, и к механизмам памяти и забвения. Многократно увеличенная фотография превращается в мозаику из цифровых артефактов, геометрических узоров, созвучных наложенным автором на изображение прямоугольников.

Работа Виктории Бобученко отсылает к рисунку еще одного представителя русского космизма — К.Э. Циолковского, в котором ученый иллюстрирует эффекты микрогравитации. Помещая себя в состояние, схожее с состоянием невесомости, автор воссоздает позы героев рисунка Циолковского. Полученные фотографии скомпонованы во всех направлениях на плоскости, подобно тому, как в космосе нету привычного нам верха и низа. Коллаж из двадцати изображений своей формой отсылает к композитным астрономическим изображениям космических объектов, в том числе, нашей галактики — Млечного пути.

В проекте «Вращение сфер» Роман Жучков использует фотографический объектив, создающий круглое изображение с полем зрения, близким к 180 градусам. Можно представить, что в каждой из полученных окружностей заключена половина видимой Вселенной. За многие часы фотографической экспозиции незаметное нам вращение Земли обретает головокружительную скорость, о которой свидетельствуют следы, оставленные в кадре космическими объектами. Проект напоминает нам об относительности нашего восприятия видимого мира, показывает то, что обычно скрыто от человеческого восприятия.

Проект Виктории Крюковой «Случайные соприкосновения с космосом» в буквальном смысле разбирает на части фотографию, сделанную ее дедушкой 14 апреля 1961 года и ставшую важной частью личной истории семьи. Автор внимательно рассматривает все те сцены, которые мы можем не заметить, если сосредоточимся на главном событии — торжественной встрече Первого космонавта. В увеличенных во много раз фрагментах фотографии каждый из случайных участников запечатленной сцены из статиста превращается в главного героя в момент его случайного соприкосновения с космосом.

Проект «Будни космонавта» Ивана Михайлова демонстрирует предельно личное восприятие космоса. Обращаясь к своим предыдущим творческим практикам, художник переизобретает свою личную историю и повседневную жизнь, наполняя их космической символикой.

«Параллельные наблюдения» Александра Москвитина — результат недель или месяцев непрерывной фиксации пути Солнца по небесному своду с помощью самодельных камер-обскура. Автор помещает сделанные из подручных материалов камеры среди реальных астрономических инструментов Специальной астрофизической обсерватории, а иногда — на самих инструментах — и, как ученый, тщательно фиксирует детали их расположения, время экспозиции и тип фотоматериалов. В то время как «настоящие» астрономические приборы ведут наблюдения за небесными телами, камеры Александра Москвина непрерывно собирают световое излучение на светочувствительный слой, иллюстрируя изменения во времени и пространстве.

В проекте «Случайный космос» Наталья Пронина совмещает пейзажи из собственного архива с натюрмортами из предметов, собранных когда-то «внутри» этих пейзажей. Натюрморты и пейзажи отсылают к сценам из научно-фантастических фильмов ХХ века и, одновременно с этим, исследуют наши представления о том, как выглядит «неземное». Работа «Очередь за космосом», сделанная во время пролета кометы Цзыцзиньшань смещает оптику наблюдения на самих наблюдателей.

В проекте Али Пупиной микропластик уподобляется космическим объектам. Фотографии также представлены в форме окружностей, но если проект Романа Жучкова показывает полусферу видимого мира, то здесь микроскоп выделяет в окружность маленький фрагмент слабо различимого для глаза микромира. Обычные бытовые предметы напоминают о космических объектах и, одновременно с этим — о повсеместном загрязнении окружающей среды невидимыми глазу частицами.

В проекте «Открывая небо» Михаил Тарасов отправляется по следам своего детского увлечения космосом в городской планетарий и исследует механизмы создания иллюзии, стоящей на службе науки. Городская панорама оказывается вырезанной из картона, а звездное небо проецируется с помощью сложных оптических устройств.

В работе Марины Трифоновой земля и небо оказываются образно связаны тонкими нитями строп воздушного змея, одновременно с этим напоминая и о приземлении спускаемых аппаратов космических кораблей, и о пришельцах с других планет в научно-фантастическом романе «Война миров», о котором говорит в своем тексте автор.

Проект Анастасии Цайдер «Арсенал» обращается к связи фотографической технологии и космоса. С помощью аналоговой техники ХХ века автор документирует фотографические устройства, произведенные Красногорским механическим заводом в СССР в то же время, что и камера, которая их фиксирует. Часть этих аппаратов использовалась непосредственно в космосе, другие участвовали в подготовке космической программы на земле.

Работа Алены Юриковой отсылает к другому роду фотографической документации — фиксации научных экспериментов, производственных процессов. Оставляя за скобками контекст происходящего, фотография задает зрителю больше вопросов, чем дает ответов, и в поисках ответов на эти вопросы мы вынуждены внимательно рассматривать изображение, искать знаки, которые помогут собрать по крупицам смысл увиденного.

Место проведения: Казань, Академика Королева, 47.

Сайт фестиваля: gagarindoc.ru

ТГ-канал: https://t.me/gagarindocfestival

Странца ВК: gagarin_doc https://vk.com/gagarin_doc

Поделиться: