«Любовь»: персональная выставка Владимира Сафонова в залах Октябрьского историко-краеведческого музея

До 7 ноября 2022 года в Выставочном зале Октябрьского историко-краеведческого музея (Башкирия) открыта персональная выставка председателя Регионального отделения Творческого союза художников Росси по западу Республики Башкортостан Владимира Сафонова.

1lyubov_safonoov.jpg
В новой экспозиции представлены живопись и арт-фото, созданные в период с 2015 по 2022 годы. Тема, заявленная художником, не только перекликается с одной из работ (инсталляция «Любовь»), но и говорит о некотором расширении творческого метода: авторская позиция в картинах последних лет выглядит более эмоционально окрашенной и личной, в сюжетах становятся заметны элементы автофикшена («Игрушка», серия «Acts»). С другой стороны, тема Любви является ответом на вопрос о причинах творчества вообще: художественное высказывание для Сафонова – это естественная необходимость, идея, не опосредованная никаким внутренним анализом, как и любовь, возникающая в человеке помимо его воли.

Многие работы, представленные на выставке, являются продолжением и развитием сюжетов, начатых в более ранние периоды творчества художника. Среди них образ провинции, выступающий своего рода трамплином к более масштабным сюжетам о глобализации и мире как пространстве глобальной деревни. Сафонов подмечает изменения как внутри самой провинции, так и трансформацию представлений о ней («Венеция», «Зима», «Похождения Флоренского и Булгакова в современной России»). Свое отношение к проблеме автор передает зачастую безоценочно, оставаясь на некоторой дистанции, что продиктовано не высокомерием, но поиском более выгодной точки обзора.

Активно работает Сафонов и с образами медийного бессознательного, замечая плоды коллективного воображения, стремящиеся прорваться к реальности. Художник иллюстрирует тезис о медиасфере, способной одновременно подпитывать современность и пробуждать архаику, пропущенную через живородящую ткань технологий («Завтрак», «Полет», «СССР»).

Продолжительное время в сферу интересов Сафонова входит образ мегаполиса, одновременно притягивающего и отталкивающего. На материале нескольких работ художник показывает, как созидающий Эрос урбанизированного пространства с его фаллическими небоскребами способен превращаться в Танатос, несущий в себе тревогу и смерть (цикл «Москва-сити», «Московская ночь»).

В работах, посвященных теме обмена и коммуникации, художник преодолевает искушение следовать за пресловутой повесткой, предпочитая вместо этого улавливать эхо информационного шума и опредмечивать его. Так, в изобразительном пространстве чаще появляются не люди, а предметы (объекты), претендующие в своей автономности на роль полноценных персонажей, более наглядно отражающих запутанные отношения между людьми и средствами их общения друг с другом («Разговор», «Message», «Кошелек»).

Эстетика обнаженного тела всегда была важна для Сафонова, не осталась она в стороне и на сей раз: в экспозицию художник включил новые работы («Торс V» и «Торс VI»), продолжающие начатую еще в 90-е годы серию картин с торсами, также на выставке представлены результаты творческой коллаборации Ka+Sa (Елена Канонская и Владимир Сафонов). Тело в данном случае – это и объект творения, и рабочий инструмент, при помощи которого оно осуществляется. Акцент на телесном заключает в себе намёк на подлинную любовь, и даже на стратегию выживания в турбулентные времена...

Таким образом, «Любовь» – не только как чувство устремленности к объекту или телесная страсть, но также повод для саморефлексии и реакция на события извне – становится для автора универсальной причиной творчества внутри.

Владимир Сафонов – участник зарубежных, международных, всероссийских и межрегиональных выставок, куратор проектов Экспериментальных творческих мастерских ПО РАХ и ТСХР по Республике Башкортостан.
Награжден серебряной медалью ТСХР, дипломом ТСХР «За вклад в отечественное изобразительное искусство», дипломом РАХ.

Поделиться: