Как отмечает сам автор, одним из самых ярких впечатлений его детства и юношеских лет был и остаётся по сей день магический свет в его различных проявлениях. «Сияние звёзд и Луны на ночном небе, живописные рассветы и закаты, внезапно возникающая радуга, светящиеся из темноты окна домов, свет от тканевых торшеров и настольных ламп и магия изображения, возникающего в красном свечении фотофонаря во время печати снимков», — оюращает внимание Игорь Морозов.
Философия света – выбор творческой концепции фотографа, дизайнера, художника Игоря Морозова, одного из представителей современного визуального искусства. Её также можно определить как художественный способ исследования светового излучения и его трансформацию при преломлении в самых различных физических средах: толще воды, массива стекла, листа бумаги.Его работа – не только работа художника и фотографа. Она же – исследовательский процесс, цель которого превращение предмета в арт-объект.
Рассматривая наипростейшие вещи в неожиданных ракурсах, помещая их в среды, где граничат воздух, вода, стекло и т.д., он предъявляет зрительскому взгляду факт того, насколько иллюзорно наше восприятие обыденного, и как, по сути, сюрреалистичен мир, в котором мы живем. Надо только поменять ракурс и поместить обыденное в несвойственную ему декорацию с необычным освещением и тогда, под воздействием этой странной, но притягательной эстетики, возникают необычные, фантазийные ассоциации.
В предыдущих проектах Игорь Морозов использовал широчайшие возможности современной цифровой фотографии, что доказано успехом его предыдущих проектов, побед и наград на отечественных и зарубежных выставках и биеннале. Однако он из тех современных художников, мастеров фотографии, кому всегда мало достигнутого, того, что в какой-то момент становится простым и знакомым, как хорошо проторенная колея. Проект «Внутренний свет», представленный на нынешней выставке – эксперимент для него новый.
Об инновационном для художника творческом эксперименте автор его говорит: «В своём проекте я занимаюсь исследованием проникновения света с помощью различных источников, сквозь структуру разнообразных видов бумаги и других материалов, через напечатанные ручным способом изображения. Мои объекты можно рассматривать при естественном или искусственном внешнем освещении, а также при включённом внутреннем источнике света…». Результат: «В отпечатках портретируемых персонажей, пейзажей и т.п. появляется дополнительное свойство - внутреннее свечение, а вместе с ним и «Внутренний свет». Это ручная фотопечать, а всё, что требует штучной работы, всегда несет на себе оттиск своей руки, неповторимость оригинала.
Основная часть экспозиции – портреты из серии «Путь к самопознанию». На первый взгляд – это галерея фотопортретов молодых лиц, выразительных и милых. Но стоит зрителю повернуть рычажок подсветки бокса, в который помещена каждая из работ, как с включением света включается тайна. Два вида бумаги, для акварели и рисовая, подсвеченные изнутри, составляют фон, радикально меняющий отношение к видимому. Всё, что недосказано, вернее – не сказано прямым текстом, всплывает из глубины, превращая лицо – в образ с иным смысловым и эмоциональным состоянием. В нём – закадровая, внутренняя жизнь, которую можно увидеть только во внутреннем свете, «с подтекстом и с текстами в прямом и переносном смыслах», как о ней говорит автор. Так объект превращается в субъект со своим независимым, самостоятельным бытием.
Портрет Анастасии положен на текст стихотворный, и если, не ленясь, вглядеться в его строки, то вы прочтете и отрывок из «Евгения Онегина» «О весне», и ниже – пушкинское стихотворение «В те дни в таинственных долинах…». Тогда в чертах девушки первой четверти XXI века проглянут черты молодой дамы тех же десятилетий XIX столетия – останется только убрать волосы по тогдашней моде. Но перенесенный на изображение пейзажа, повернутого на 180 градусов, он же проассоциируется с ликом русалки, глядящей из глуби речной заводи, ещё одной художественной ипостасью одного и того же лица.
Работа «Медитативное состояние», взятая за основу для афиши выставки, так же при включении внутреннего света, так же меняет свое эмоциональное и смысловое значение в зависимости от второго плана. Он, как подтекст со всей его неявностью, вмешивается в открытый контекст. Портрет, положенный на иностранный текст, кто-то прочтет как молитвенный порыв, донесшийся откуда-то из европейского Средневековья (хотя текст и англоязычный, это может быть, например, Жанна Д‘Арк – почему нет?). Этот лик, эта строгость одежды, простота подстриженной по прямой челки вполне относится с духом той эпохи. Но перенесенный на пейзаж, он рождает совершенно другие аллюзии, связанные с таинственностью фоновых пейзажей раннего Ренессанса. А в «Коллаже 3», где прозрачность фотопортрета один к одному соотнесена с прозрачностью ландшафтного фона, кто-то, возможно, увидит сближение с некоторыми работами мастера сюрреализма Рене Магритта.
Сначала кажется, что улыбающиеся японки с национальными сладостями в руках, «Портрет с зонтиками», «Пагода в Киото» – все из серии «Японский альбом» – нечто внезапное, что не вписывается в общую тематику. Но нет, вписывается, поскольку Игорь Морозов – родился на Сахалинае, и с 1905 до 1946 года его родной город Корсаков принадлежал Японии и назывался Оодомари. Город переименовали, но дух населявших Южный Сахалин предков ещё витает над ним, и этим художник объясняет его тягу к японской культуре. Она была с ним с детства и, по его словам, когда он «наконец побывал в Японии, где сейчас живёт и работает его сын, то всё стало гармонизироваться и встало на свои места». Знакомство с философией дзен-буддизма, его ключевыми принципами, которые должны через медитацию привести к достижению сатори – особого состояния ума, возможно, повлияло на идею проекта «Внутренний свет» как метод самопознания (потому так и названа основная серия работ) и предложение сделать попытку к тому же и будущему зрителю.
На всё, представленное на выставке, нельзя смотреть на бегу. Оно требует созерцательного к себе отношения, эмоционального и интеллектуального труда, стремления понять его необычную, нестандартную эстетику. И, несмотря субъектность каждого образа, который обнаруживается во внутреннем свете, воссозданном в проекте, у зрителя всегда останется пространство для личной интерпретации видимого им, чувствования его и размышления над ним, что есть основа и цель любого творчества.
Фотопроцесс, с помощью которого автор создал ручным способом изображения на бумаге, называется «цианотипия», а открытие метода принадлежит англичанину Джону Гершелю, которого всего на три года опередил француз Луи Дагер. И хотя в XIX веке метод Дагера по популярности обогнал изобретение Гершеля, способ британца намного дольше послужил человечеству, правда в прагматическом качестве. Тот, кто имел дело с копированием чертежей до массового внедрения компьютерной графики, наверняка помнит термин «синька». А сегодня художники-экспериментаторы используют его в качестве альтернативного метода печати, для изучения оптических эффектов и воплощения своих художественных и дизайнерских замыслов.
Место проведения: Кломна, Кремль, Лажечникова, 5А