Экспозиция состоит из 48 графических работ известного Ленинградского художника, поета, музыканта Павлика Лемтыбожа.
Посетить экспозицию можно до 8 июня.
_______
365 понедельников Павлика Лемтыбожа
Павлик Лемтыбож (в миру – Павел Власов) ныне признан как музыкант, поэт и художник. Хотя Лемтыбож с его внешностью бродячего философа не вписывается ни в одну из профессиональных категорий или классификаций. Не спасает даже придуманное специально для таких, как он, определение «современное неформальное искусство». Лемтыбож и его работы (с моей точки зрения) – он не «неформал». Он – странный, и эта странность, для кого-то, мягко говоря, малоэстетичная (в академическом понятии), притягивает и цепляет даже иных любителей утонченного искусства мастеров Раннего Ренессанса или прерафаэлитов.
Для начала: странно звучащий псевдоним «Лемтыбож» – название посёлка в Республике Коми, что в переводе с коми значит «конец черёмухового острова». Оттуда родом его мама – учитель русского и литературы. От неё – пожизненная любовь к чтению, причём хороших, достойных книг и обязательно настоящих, бумажных. Об отце Лемтыбож рассказывает, как в их северный край, ища заработка, приехал из Ленинграда «ухарь с гитарой», сменив перед тем тучу профессий. Влюбился в маму, они поженились и родился Павлик.
Так что его странность даже в среде других питерских «неформалов» отчасти объясняется своеобразием семейных уз: в нём соединились материнская природа, воспитанная на литературной классике, и не признающая общепринятых сюжетных «рамочек» натура отца-питерца.
Творчество Лемтыбожа-поэта сравнивают с Даниилом Хармсом, стих которого он считает блестящим, хотя говорит, что ему ближе Александр Введенский. Но Хармс ли, Веденский ли, вряд ли стоит сравнивать напрямую. У него свой язык, своя реакция на жизнь.
Лемтыбож читает на старославянском и наверняка знаком с обычаем русского лубка. Предположение не случайно: у того, кто знает, что такое русский лубок, не может не возникнуть ассоциаций с формой письменно-визуального изложения мысли художника. У него, как в лубке, рисунок – иллюстрация к тексту. Это объясняет, отчего Лемтыбож из его трёх творческих занятий (музыка, литература, рисунок) на первое место ставит литературу.
И в самом деле – в персонажах и сюжетах Лемтыбожа видится наше, родимое лубочное скоморошье зубоскальство, которое есть часть народной традиции. Ведь любое внешнее шутовское дурачество (не только на Руси) – разрешение на право под личиной дурачества нести что угодно, прежде всего, истину, даже неудобную. Потому шутов рекомендуется слушать внимательно,даже королям. (Вот не послушал король Лир своего шута, и что из этого вышло…) Правда, за правду и побить могут, зато сказал, что сказал, а уж как поняли… Вот и на рисунке – стоит мужик в дурацком колпаке, в штанах, обтянувших пухлый зад, перед дырой в заборе, и в дыру объясняется: «Извините, что вы подумали не то, что я сказал…», а колпак – он заранее всё извиняет…
Человеческие персоны необходимы ему для иллюстративного обозначения сюжета, но, как бы комично до абсурдного не было нарисованное, то прописанное рядом умозаключение некую долю шутовствасносит прочь. Откуда-то всплывает лермонтовское: «Всё это было бы смешно, / Когда бы не было так грустно…» Попробуйте просто почитать, не глядя на рисунок, одни только тексты:
Когда тебя честят и кроют,
И жилы тянут, словно жгут, –
Держи в уме: нас всех зароют,
А лучших, может быть, сожгут.
Или:
Хорошо, что юность миновала,
И не нужно злиться и страдать.
И так далее. Тут точно – не до веселья станет. Но если прибавить к стихам рисунок, то сразу философически подумаешь – а и ладно, что поделаешь,как говорится: «Всё проходит, пройдёт и это»…
У Лемтыбожа работ много, потому как работа для него, по его словам, – «оправдание жизни». Он не признает ни выходных или праздников и желал бы, чтобы в году было 365 понедельников: «…Потому что если я ничего не написал, не сделал, то зачем я здесь? Чувство вины возникает» (из интервью «Российской газете», 2018 год).
Вот это, наверное, очень важный вопрос, который, если не каждый день, то хотя бы иногда должен задать себе каждый артист – художник, поэт, музыкант и иже с ними. Тогда он, артист в любом из искусств, будет – настоящим, а ответом на вопрос «зачем я здесь?» станет само творчество, такое, о каком сказал когда-то Александр Блок: «…Чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло».
Александра Ведерникова