В феврале 2013 года открылись две персональные выставки члена — корреспондента Российской академии художеств, народного художника Российской Федерации, доктора искусствоведения, профессора Петра Петровича Козорезенко.
Выставки приурочены к грядущему двойному юбилею — шестидесятилетию со дня рождения и сорокалетию творческой деятельности. Двойной подарок юбиляру, что выставка прошла в стенах его Alma mater в МГХПА имени С.Г. Строганова, в которой он прошел путь " от рядового до генерала«.
Выставка «Защитники отечества» открылась в стенах Академии ФСБ.
Кто, как ни «бойцы невидимого фронта» не раз доказывали преданность своему Отечеству.
Обращаясь к одной из вечных тем нашего искусства — теме народного подвига, автор раскрывает её в форме картинного «диалога», что расширяет хронологические рамки, временную протяженность, по сути равную летоисчислению войн — протяженностью в восемь веков. Всякий раз, знакомясь с его творениями, поражаешься его новому осмыслению жизни, новаторству изобразительной формы.
О них можно спорить, страстно обсуждать, восторженно приветствовать. Казалось, можно было освоить и развивать те же приемы, стилистические и колористические достижения, которые сформировали индивидуальное, самобытное творчество Петра Козорезенко.
Но его феномен заключается в постоянном поиске, в создании новых систем изобразительных средств, что и засвидетельствуют выставки с прекрасными живописными и графическими полотнами.
Петр Козорезенко — художник сильный, своеобразный. Он создает сложные, порой неожиданные пластические и колористические творения, достигая неповторимого решения, где образ выявляется не только сюжетом, но и контрастным цветовым строем, строгим линейным ритмом. Чем дольше вглядываешься в его произведения, тем сильнее ощущаешь их жизнеутверждающую силу, мужественное восприятие бытия человеческого.
Всякий, кто прикоснётся к произведениям художника почувствует их магическое притяжение " биологическую " заразительность, целительность.
Пётр Козорезенко в своём мироощущении поднимается часто к историческому абсолюту. Он не просто заглядывает в глубины прошлого России. В его военно-патриотических полотнах проявлено не только высокое профессиональное мастерство, но и подлинное гражданское мужество. Обратившись к историческому жанру, обладающего богатейшими традициями художественной школы, отечественного реализма, он выводит его на уровень самых актуальных проблем.
Ряд работ, очень актуальных по времени. Это картины из серии «1812 год» (в 2012 году исполнилось 200 лет победы над французской армией). Все эти полотна пронизаны глубоким патриотизмом и верой в силу мужества русского воина.
Подтверждение тому — отражение в своём творчестве войны 1812 года. Он по-своему решил эту тему через образ Наполеона в триптихе:
«Наполеон смотрит на Париж» — самодовольный, гордый, уверенный в победе,
«Наполеон смотрит на Москву» — он уже растерянный, блуждающий взор, поникшие плечи... Стоит на фоне «спалённой пожаром Москвы».
«Наполеон. Бегство» — поверженный, потухшие глаза, согбенные плечи. Равнодушие, варварское безразличие.
Художник развенчал Наполеона, лишил его пьедестала героя, на который он был вознесен. Большая патриотическая идея положена в основу этого сюжета. Острота образа Наполеона, контраст цвета, динамичность живописного маска, интересное композиционное решение, ещё раз подтверждают лидирующую роль их автора в жанре современной исторической живописи России.
В своей исторической живописи мастер с фатальной неизбежностью пришёл к Великой Отечественной войне, которая воплотилась в разных областях его художественной практики, девиз которых — «Умереть, но выстоять».
Недавно все мы отмечали 70- е освобождения Сталинграда от немецких захватчиков. Памятуя об этом великом подвиге защитников Отечества и не менее важных других, вам будет понятен смысл полотен этого талантливого художника.
Говоря о военно-патриотической теме в живописных полотнах художника нельзя не упомянуть ещё об одной серьёзной работе — триптихе «Поверженные», название которого говорит само за себя: " Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет«.
Вглядитесь внимательно в работы мастера.
«Рыцарь — персонаж, взятый из живой истории — войны на Чудском озере в
1244 году. Тевтонец (член тевтонского Ордена) в борьбе не на жизнь, а на смерть падает поверженный с коня. Если вспомнить знаменитый фильм Эйзенштейна „Александр Невский“, то в нём поверженный рыцарь — крестоносец проваливается
под лёд.
Далее... (1812 г.) » Гвардеец Мюрата". У Маршала Мюрата (сподвижник Наполеона и его зять, маршал Франции, участник всех наполеоновских войн) было небольшое соединение, которое во время баталии, несмотря на огонь, шло через поля сражения под дланью божией, теряя воинов.
Далее живописный цикл " На новые земли". На картине героические первооткрыватели, вечные на Руси искатели истины и лучшей доли. За спинами, написанных во весь рост и предельно приближенных к зрителю, на первый взгляд простых и одновременно исполненных чувства глубокого достоинства персонажей, долгий, отмеченный испытаниями путь, а впереди — не менее сложное будущее,
которое без сомнения им по плечу, по вдохновляющей их вере. Герои полотна настолько живые, что, кажется, сейчас сойдут со струга в неизведанную жизнь, что бы достойно продолжить подвижническое святое дело, завещанное предками, чтобы освоить и освятить пока ещё неизведанные миры.
Картина " Ермак", казачий атаман во главе своего войска в котором служили (как бы сейчас сказали — наёмники), поэтому они так разнолики.
В целом все его картины, сливающиеся в " Богатырскую симфонию«, становления российской государственности и национального самосознания, не только как череду трагических общенародных коллизий, а как святое дело, как духовное трудовое и ратное подвижничество во имя высшей правды и справедливости.
Художник снова проявил себя как блестящий иллюстратор.
Чудаковатый рыцарь Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса могли бы стать блистательными иллюстрациями Петра Козорезенко к роману Мигеля Сервантеса
«Хитроумный Идальго Дон Кихот». Думается, что художник сумел понять Сервантеса и отразить мир чувств и образов писателя.
В его иллюстрациях Дон Кихот — милый, одинокий чудак, склонный «всем делать добро и никому не делать зла». Самый щемящий Рыцарь Печального Образа.
В иллюстрациях Петра Козорезенко прочитывается эта нравственная красота, столь редкая сейчас в век корысти, себялюбия, бездушия. Впрочем, Дон Кихот не совсем одинок. У него был верный спутник Санча Панса. Вместе они разъезжали по Испании, деля между собой и пинки, и улыбки фортуны. Санчо в произведениях художника — удивительно колоритная фигура. Так живо и привлекательно он изобразил человека из народа. Простодушие в лице и самой фигуре сочетается у него с лукавством, а наивное легковерие с практическим взглядом.
Иллюстрации к роману, столь любимому читателем, вернее их герои, наделены автором теплом и любовью. Они, слово, источают застенчивое гостеприимство. И хочется этим гостеприимством воспользоваться и разделить их и радость, и смятение, и печаль, наивное восприятие жизни.В творческом портфеле Петра Петровича есть и совершенно очаровательные натюрморты с цветами, чистые, светлые, трепетные. Это ещё одна грань дарования и разнообразие возможностей его творчества.
Палитра художника богата и разнообразна. В зависимости от характера создаваемого художественного образа он находит всё новые живописные средства.
В поэтическом мотиве «Сирень», покрытой множеством кистей своих белых и лиловых цветов, она, подобна цветочному морю заливает весь холст. И ты, словно, ощущаешь её упоительный запах.
Он выступает как тончайший колорист, лирик. Его «Сирень» светится нежными переливами, а голубоватые удлинённые тени дополняют натюрморт благородством красоты.
Невольно вспоминаешь слова Левитана, одного из любимейших художников Петра Козорезенко, которыми он напутствовал своих учеников: «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать её музыку, проникаться её тишиной, нужно схватить общее, то, в чём сказалась жизнь, гармония цветов».
Задаёшься вопросом: "Откуда знаковость творчества художника Петра Козорезенко?
Чудо таланта. Руки художника не только наносят краску, но и одновременно стирают пыль случайностей, настаивают на значимости своего существования. Он умеет замечать прекрасное в любом его проявлении и мастерски воспроизвести на холсте.
В чём вы и убедитесь, познакомившись с его творчеством на персональной выставке.
Нонна Кристи