Как эффективно реализовывать права авторов произведений искусства

Как эффективно реализовывать права авторов произведений искусства

Автору произведения искусства принадлежат следующие права: исключительное право на произедение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Наряду с перечисленными правами, автору произведения искусства принадлежит: право следования.

Исключительные права на произведения – это имущественные права авторов, которые обеспечивают возможность контролировать все виды использования произведений и получать доходы от такого использования.

Законодательством установлено единое и неделимое исключительное право на произведение. Это право позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым способом.

Изначально, при создании произведения, автор обладает исключительным авторским правом и может запрещать использовать свое произведение третьим лицам. Правообладатель может по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом, например, передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу права использования произведения по лицензионному договору в установленных пределах (срок, территория и способы использования и др.).

Исключительное право на произведение связано с использованием произведения автором или третьими лицами и распоряжением им.

Использованием произведения – независимо от того, является целью извлечение прибыли или нет – считается, в частности: воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработка, сообщение в эфир и по кабелю, ретрансляция, доведение до всеобщего сведения, прокат, публичное исполнение, показ произведения.

Так, одно или совокупность прав автора определяют способ использования произведения на практике. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения. Для использования произведения в сети Интернет необходимо право на доведение произведения до всеобщего сведения.

Для оповещения третьих лиц о своих правах правообладатель вправе ставить знак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (при соавторстве – последнего из авторов).

Подробнее мне хотелось бы остановиться на праве следования: для осуществления этого права создано Некоммерческое партнерство УПРАВИС. Эта тема для России достаточно новая, и многие художники, скульпторы и другие авторы произведений искусства не знают о том, что в российском законодательстве закреплено такое право.

Право следования – это право, по которому автор произведения изобразительного искусства должен получать вознаграждение при каждой перепродаже его творения.

Зарождение права следования связано с одной очень показательной историей. В 1859 году французский художник Жан-Франсуа Милле написал картину «Анжелюс». Чуть позже он продал ее за 1 000 франков. Однако впоследствии картина получила широкую популярность и часто меняла владельцев. Уже через 30 лет цена полотна выросла до 750 000 франков, но наследники автора жили в чрезвычайной бедности.

Эта история стала причиной того, что в 1920 году французский законодатель ввел право следования. В соответствии с этим правом автор графического или пластического произведения должен получать определенный процент от его цены при каждой перепродаже.

Позднее право следования стало появляться и в других правовых системах. Сейчас это право закреплено в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Однако конвенция не предусматривает, что страны-участницы должны обязательно вводить это право в национальное законодательство. Так что в некоторых странах, присоединившихся к конвенции, это право действует, а некоторых – нет, по их собственному выбору. Сегодня право следования есть во всех странах Европейского союза, а также в ряде стран за пределами ЕС. (Алжир, Болгария, Бразилия, Буркина-Фасо, Гвинея, Ирак, Конго, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Лаос, Мадагаскар, Мали, Марокко, Монако, Перу, Российская Федерация, Сенегал, Сербия, Тунис, Турция, Уругвай, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Эквадор)

Стоит подчеркнуть, что право следования не распространяется на первичное отчуждение произведения – только на перепродажу с помощью посредника. Таким образом, плательщиками вознаграждения являются только организации, которые осуществляют вторичную продажу произведения, или – простыми словами – перепродажу. Поэтому рисков, связанных со сложившимися отношениями между авторами и теми, кто продает их произведения в первый раз, нет никаких.

В качестве посредника при перепродаже может выступать аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 1293) при каждой такой перепродаже продавец обязан выплатить автору вознаграждение в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Передача средств от продавца произведения автору происходит через общество по коллективному управлению правами, аккредитованное государством. В настоящее время таким обществом является УПРАВИС.

Сбор вознаграждения должен осуществляться следующим образом:

УПРАВИС заключает договоры с аукционными домами, галереями, художественными салонами, магазинами. При перепродаже эти организации могут выступать или в качестве продавца, или в качестве посредника. В первом случае они перечисляют УПРАВИС вознаграждение в виде процентных отчислений от цены перепродажи, во втором – сообщают УПРАВИС информацию о продавце произведения и сумме сделки.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения по праву следования – это основная функция УПРАВИС, однако работу в этом направлении нам приходится налаживать фактически с нуля. Главная проблема в том, что многие российские продавцы не знают о необходимости выплаты вознаграждения в пользу авторов. Сами авторы также не всегда осведомлены о своих правах. В связи с этим наша первостепенная задача – предоставить доступную информацию о праве следования как авторам, так и потенциальным плательщикам.
Подробную информацию о праве следования и деятельности УПРАВИС можно найти на сайте www.upravis.ru. Кроме того, открыто представительство УПРАВИС в Санкт-Петербурге, планируется и дальше развивать региональную сеть представителей, чтобы авторам и плательщикам, находящимся в регионах, было куда обратиться.
Осенью 2015 года УПРАВИС провел серию мероприятий для профессиональных художников, студентов художественных вузов и представителей арт-индустрии. Так, например, семинар на тему права следования состоялся в рамках образовательной программы Международной ярмарки современного искусства COSMOSCOW. В Центральном доме художника в рамках 39-ого Российского антикварного салона прошел круглый стол «Международный опыт реализации права следования», в котором приняли участие представители Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), руководители обществ по коллективному управлению правами Франции и Великобритании, а также представители Министерства культуры Российской Федерации.
Хотелось бы особо отметить, что российский арт-рынок – неотъемлемая часть международной арт-индустрии. Право следования успешно применяется во многих странах мира. Общества по коллективному управлению разных стран активно взаимодействуют, представляя интересы своих членов не только на родине, но и за рубежом. Это позволяет обеспечить эффективное международное управление правами. Мы стремимся развивать международное сотрудничество. Так, уже сегодня у нас есть более десятка договоров о взаимном представительстве интересов с зарубежными партнерами – аналогичными обществами по коллективному управлению.
С 2012 года УПРАВИС является предварительным членом CISAC – Международной конфедерации обществ авторов и композиторов. Мы ощущаем поддержку со стороны этой крупной международной организации и других партнеров и надеемся, что мировой опыт коллективного управления поможет нам сформировать эффективную систему защиты прав авторов в нашей стране.
УПРАВИС призывает авторов занять активную позицию в этом вопросе, заключив договор. Этот договор не требует от художника никаких вложений и при желании может быть расторгнут в любое время в одностороннем порядке.

Информационный материал предоставлен Некоммерческим Партнерством УПРАВИС

Tags: