Лекция Александра Шклярука «Архитектурный пейзаж»

Пейзаж архитектурный

Городской пейзаж с архитектурными памятниками стал самостоятельным жанром во второй половине XVII века. Активное строительство в Нидерландах сделало необходимым не только увековечить результаты этой деятельности в живописи, но и широко пропагандировать ее среди приезжих гостей. Одним из ведущих голландских художников, целиком посвятивших свое искусство этому жанру, был Ян ван дер Хейден. Он широко использовал линейную перспективу и добивался изображения мельчайших деталей. Нидерландский художник Геррит Беркхейде, известен многочисленными городскими видами Амстердама, Харлема и Гааги, которые стали образцами для работ, получивших название ведут.
В начале XVIII века римские античные памятники Вечного Города: реальные и вымышленные стали изображаться на картинах — каприччио. Это искусство «монтажа», пришедшее из XVII века, довел до совершенства Джованни Паоло Панини. Венецианские мастера стали пользоваться камерой-обскура, ранее популярной у голландских художников для рисования интерьеров и панорамных видов городов. Визитной карточкой Венеции были картины Каналетто. Поездки в города Европы позволили Бернардо Белотто написать десятки великолепных ведут, сохранивших для нас виды столичных городов XVIII столетия. Наряду с ведутами городов, художники писали вымышленные ведуты-каприччио, как Микеле Мариески. Последним великим венецианским ведутистом был Франческо Гварди, работы которого, утонченные по живописи и лишенные жесткости рисунка картин Каналетто, стали образцами для художников классицизма XIX века.
Традицию венецианских ведут продолжили живописцы Москвы и Санкт-Петербурга: Федор Алексеев и Максим Воробьев. Богатую коллекцию видов городов и местностей, составили пейзажи, написанные Андреем Мартыновым, который много путешествовал и, наряду с масляной живописью, работал в технике акварели.
Городской пейзаж в различных живописных техниках продемонстрировали художники-импрессионисты: Гюстав Кайботт, Камиль Писсаро, Поль Синьяк и другие. В творчестве Винсента ван Гога немного работ это жанра, но «Ночная терраса кафе» заслуживает упоминания. Константин Коровин, увлеченный видами Парижа, обогатил традиции импрессионизма новыми красками.
Архитектурный пейзаж первой половины ХХ века представляет весьма разнообразную картину. Узнаваемы лаконичные работы Альбера Марке; многочисленные красочные и подчеркнуто графичные полотна Отона Фриеза; наивные с элементами примитива многочисленные виды Парижа Мориса Утрилло. Картины русских художников демонстрируют богатство творческих приемов. Среди них авангардные полотна Аристарха Лентулова, нежные красочные городские виды Константина Юона, кубистические, плотные по живописи картины Василия Рождественского и Александра Куприна.
Особое место в истории архитектурного пейзажа занимают работы американских художников-реалистов, в первую очередь Эдварда Хоппера. Известным представителем школы прецизионизма, специализирующейся на изображении городских и промышленных пейзажей, был Найлз Спенсер. Сложный путь от живописи прецизионизма к абстракции прошел Ролстон Кроуфорд.
Архитектурный пейзаж социалистического реализма ушел от использования приемов кубизма к новым формам. Работы Александра Лабаса пронизаны экспрессией и вдохновением от достижений советской страны. Борис Яковлев изображает столицу, где архитектурные памятники органично дополняются постройками нового времени. Виды строящегося, обновленного города представил Борис Рыбченков. Во второй половине ХХ века художники продолжили поиск живописных решений в архитектурном пейзаже. Виктор Апфельбаум придавал картинам города лирическое звучание. Петр Оссовский использовал мощные цветопластические живописные построения, благодаря которым искусство «сурового стиля" продолжило и развило традиции русского авангарда первой трети 20 столетия.