Лекция Александра Шклярука «Интерьер»

Интерьер

В живописи Италии и Нидерландов в эпоху Возрождения нашло отражение изображение внутреннего пространства здания — интерьера, где происходят события, представленные на иконописных образах. При этом интерьер играл важную роль, определяя место действия, связь с городской средой и небесным пространством. Он также демонстрировал предметное наполнение, включая символические элементы, помогающие раскрыть содержание происходящего события. Такие «условные» интерьеры можно видеть в работе фламандского художника Яна ван Эйка и в знаменитом образе венецианского художника раннего Возрождения Карло Кривелли. В дальнейшем подобное композиционное решение послужило изображению евангельских сцен в картинах художников высокого Возрождения, как, в частности у Лоренцо Лотто.
С началом XVII века можно говорить о живописи интерьера, в котором разворачиваются бытовые сцены, как о самостоятельном жанре. Этим мы обязаны голландским художникам. Одним из самых выдающихся мастеров эпохи был Дирк ван Делен, написавший великолепные жанровые полотна с интерьерами церквей, картинных галерей, музыкальных салонов и парадных столовых. Камерные жилые интерьеры послужили основой для создания сюжетных работ Яну Вермееру. Изображения крестьянского жилища с жанровыми сценками выполнял Корнелис Дюсарт.
Приход XVIII века сделал популярными работы французских и английских художников. Повсеместные графические зарисовки интерьеров дополнились живописными полотнами. «Вывеска лавки Жерсена» Антуана Ватто дает нам возможность увидеть характер апартаментов эпохи регентства и присутствующих в них многочисленных любителей искусства. Английский художник Уильям Хогарт поместил героев своих сатирических серий в великолепные интерьеры знатных особ времен правления Георга II. Трогательные жанровые сценки в домашнем интерьере писал Жан-Батист-Симеон Шарден. В интерьерах времен Людовика XVI, регентства и ампира происходили события, изображенные популярным французским художником Луи-Леопольдом Буальи. С эпохой путешествий, наступившей после окончания в 1815 году Наполеоновских войн, у художников возник интерес к зарисовкам памятников Италии, который можно видеть в работе Франсуа Гране.
В России жанр интерьера получил развитие в первой половине XIX века в акварельной живописи, как форма красочной фиксации обстановки дворцовых помещений. В живописи маслом обязательным было включение в картины людей, что дало название жанру — «В комнатах», как в работе Алексея Венецианова. Жанр получил широкое распространение не только среди работ академиков живописи, но и любителей: Капитона Зеленцова; Евграфа Крендовского; Григория Сороки. Одна из самых лирических картин принадлежит кисти Федора Толстого. Несколько великолепных видов залов Эрмитажа и Зимнего дворца были написаны Алексеем Тырановым. Особую известность получили картины Павла Федотова, в которых интерьеры, где происходят жизненные истории, представлены до мельчайших деталей. В Германии изображение интерьера периода бидермейера (1815–1848) сохранила для нас живопись Адольфа фон Менцеля.
Изображение интерьеров в портретной и бытовой живописи второй половины XIX века являлось документальным свидетельством происходящих событий, что особенно ярко показали произведения Ильи Репина. На рубеже столетий живописное изображение интерьера демонстрирует безмятежную дачную жизнь или рефлексию по усадебной красоте, воспетой Станиславом Жуковским.
В европейском искусстве жанр интерьера, наряду с авторским живописным стилем, показал мироощущение художников. Интенсивно-красочные, психологически напряженные интерьеры Винсента ван Гога резко контрастируют с меланхоличными и полными недосказанности картинами датчанина Вильгельма Хаммерсхёйя. Новый декоративно-пластический взгляд на живопись интерьера представили работы Анри Матисса.
Многообразие живописных подходов к созданию жанровых картин, в которых интерьер позволяет глубоко раскрыть их содержание, продемонстрировало изобразительное искусство ХХ века. Особенности русского авангарда художников объединения «Бубновый валет» ярко проявились в работах Петра Кончаловского. Задачи мирной жизни и новое общественное и социальное пространство стали темой картины Ефима Чепцова. В творчестве Кузьмы Петрова-Водкина интерьер рабочего жилища позволил раскрыть характеры людей, формирующегося социалистического общества.
Работы художников в 1930-е годы представили изменение облика и психологической атмосферы производственных и бытовых интерьеров страны. Наиболее ярко это показал Константин Истомин в картине «Вузовки». Серафима Рянгина, как и многие другие художники, пришла в производственный цех, чтобы в живописи раскрыть тему труда. Перед искусством послевоенного времени стояла задача показа строительства и постоянного улучшения жизни людей, что требовало от художников определенного «украшательства». Демонстрацией такого метода стала безукоризненная по живописному исполнению картина Александра Лактионова «В новую квартиру».
Возвращением к правдивости изобразительных решений в период «оттепели» отмечены работы Владимира Стожарова. Огромной любовью к показу нового квартирного быта 60-х годов наполнены картины Юрия Пименова. Суровым жизненным реализмом, возвращающим к простоте и лаконичности решений начала 30-х годов, пронизаны живописные интерьеры Андрея Васнецова.
Одним из самых известных мастеров, творчество которого необходимо отметить в рассказе о жанре интерьера ХХ века, является английский художник Дэвид Хокни.