Лекция Александра Шклярука «Лирический пейзаж»

Пейзаж лирический

Лирический пейзаж, как жанр, направленный на изображение природного пространства, сформировался в самостоятельную живописную картину в XVII веке во Фландрии и Голландии. Это были морские виды и изображения мифологических, библейских и бытовых сцен на природе, являющейся важнейшим элементом изображения.
Выдающимся мастером этого жанра был Пауль Бриль, работы которого во многом определили композиционные приемы построения лирического пейзажа. Открытием было и введение в картину пространственной перспективы. Значительную роль в голландском пейзаже играло изображение ландшафта местности и деревьев. Также большое внимание уделялось передаче состояния природы, как в работах выдающихся голландских пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба ван Рейсдала.
Образцом пейзажной живописи стали работы выдающегося французского художника классицизма Клода Лоррена, пополнившие многие европейские коллекции и занявшие достойное место в дворцовых интерьерах. Драматические пейзажные образы создал Алессандро Маньяско. Знаменитый французский маринист Клод Жозеф Верне определил развитие романтического пейзажа более чем на столетие. Тему античных памятников — руин, сопровождающих повседневную жизнь итальянцев, воспел Юбер Робер.
Первым автором национального пейзажа в России был Семен Щедрин, создававший не только отдельные живописные произведения, но и, подобно Юберу Роберу, серии картин для украшения дворцовых интерьеров. Наибольшей известностью пользовались работы его сына — Сильвестра Щедрина, значительную часть недолгой жизни посвятившего Италии. В XIX веке искусство пейзажа получает признание в Англии. Романтические полотна Джона Констебла и многочисленные красочные марины Уильяма Тёрнера в корне изменили устои классического понимания пейзажа. Заметный вклад в придание пейзажу глубоко философского содержания внес немецкий художник Каспар Давид Фридрих.
В середине XIX века становится популярной живопись на открытом воздухе — на пленэре, получившая известность благодаря Камилю Коро, Теодору Руссо, Шарлю-Франсуа Добиньи и другим живописцам, работающим в деревне Барбизон. Это придало жанровым сценам, разворачивающимся на фоне пейзажа, естественный характер. Дальнейшее развитие французской пленэрной живописи продолжил Клод Моне и другие художники-импрессионисты.
Пейзажная живопись в России получила особое признание со второй половины XIX века в лице выдающихся мастеров: пейзажиста и мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова и Ивана Шишкина. С этого времени пейзаж становится одним из популярнейших жанров изобразительного искусства. Художники ведут постоянный поиск новых изобразительных средств. Проникновенные лирические пейзажи создает Исаак Левитан; привлекательные и вызывающие восторг картины пишет Архип Куинджи; салонно-академические пейзажи демонстрирует публике Юлий Клевер.
Огромное влияние на все последующее развитие жанра оказало творчество художников-постимпрессионистов Винсента ван Гога и Поля Сезанна. Работы в жанре пейзажа стали важнейшей частью изобразительного искусства. В России его авторами выступали члены всех творческих союзов и объединений художников начала ХХ века. Среди них можно выделить живописца и историка русского искусства Игоря Грабаря и мастера проникновенных картин русской природы и морских пейзажей Аркадия Рылова.
Французское искусство межвоенного двадцатилетия представляли художники разного творческого почерка. Одним из самых известных пейзажистов был тончайший колорист Пьер Боннар. Запоминающиеся работы с четко узнаваемым авторским почерком, следующим за изменением творческих приемов от импрессионизма и фовизма к модернизму создал Рауль Дюфи. В советском искусстве жанр пейзажа не являлся ведущим, однако работа над ним считалась важным этапом реалистического отражения действительности. Много экспериментировал над передачей в пейзаже естественной световоздушной среды художник и педагог Николай Крымов.
В послевоенные годы остросовременный лаконичный и выразительный живописный язык продемонстрировали пейзажи Георгия Нисского, композиционное построение которых олицетворяло движение страны по пути в будущее. Реалистические традиции русского пейзажа воплотили картины Бориса Щербакова. Открытием для зрителей стали северные пейзажи Владимира Стожарова.
Поэтические образы родной природы воплотили в живописи последней трети ХХ столетия Валентин Сидоров и Ефрем Зверьков, передав наследие лучших традиций национальной школы новым поколениям живописцев.