Кажется, будто портретный жанр в живописи давно исчерпал себя, полностью реализовался в период Нового и Новейшего времени. Более того, в какой-то момент отождествлялся только с учебными заданиями и учебными штудиями. Был предан забвению в радикальных высказываниях художников 1990-х годов, как пережиток прошлого, не имеющий творческого потенциала и перспектив развития.
Однако, только на первый взгляд может показаться, что мастера далёкого прошлого, а также заказчики той поры, испытывали пиетет перед этим жанром, ведь хорошо известно, что в традиционной иерархии жанров всех европейских академий художеств XVII – XIX веков, портрет занимал одно из самых низких положений, наряду с натюрмортом и пейзажем.
«Похороны живописи», как изжившего себя вида искусства, отмеченные художниками-концептуалистами в 1990-е годы, не оправдали себя. Портретный жанр, преданный адептами радикальных направлений искусства «проклятию и забвению», уверенно развивается в современной отечественной живописи, подарив миру целую плеяду прославленных мастеров.
В творчестве наших современников этот жанр открыт смелому поиску, экспериментам и переосмыслению задач. Так, например, Сергей Гавриляченко решительно расширяет границы жанра и даже ломает их, задаваясь вопросом «Что же такое портрет?». Полотно мастера «Зазеркалье. Вспоминая Якобуса Вреля» (2022) будто напоминает нам о том, что самое главное в портретном жанре – внутренний интимный мир героя, его мировоззрение, характер, психологический строй модели, раскрывающиеся в странном диалоге художника и его воспоминаний, наблюдений. Гавриляченко представляет модель со спины у окна, будто бы всматривающуюся в городской пейзаж, но на самом деле – в пережитое. Герои прошлых дней выходят из ночного сумрака, подобно призракам, напоминая зрителю о том, что они – часть судьбы модели. Анатомия портретного образа, представленная Гавриляченко, скажет нам больше, чем традиционный фронтальный ракурс: фигура, показанная в рост, со спины, склонённая у окна-зеркала, обращена в прошлое. В своих размышлениях живописец отсылает нас к личности «самого неуловимого художника Голландии XVII века» Якобуса Вреля, где персонаж у окна, со спины, показан как предстоящий у порога, разделяющего миры: пустые интерьеры и пустынные улицы городов с редкими призрачными фигурами прохожих, будто бы формируют портретный образ героя.
Зураб Церетели – художник международного масштаба, в равной степени проявивший себя в разных видах и жанрах искусства – блистательный рисовальщик, скульптор, признанный мастер колорита, живопись которого исполнена невероятной экспрессии – представлен на выставке полотном «4 декабря» (2017). С одной стороны, профильный оплечный портрет героя отличается своей гротескной выразительностью и ярким театральным гримом, напоминает шарж. Однако, с другой стороны, этот иронический образ с приподнятым подбородком и горделивой посадкой головы, крупными чертами лица – виртуозно очерченный одной линией – напоминает профили римских императоров, ренессансных властителей и гуманистов, известных нам по рельефным и живописным изображениям. Остроумная современная интерпретация классической портретной иконографии в приподнятом эмоциональном прочтении – свидетельство непрерывного диалога с наследием.
Полотно Романа Абдуллина «Учитель. Портрет Народного художника РФ, академика РАХ, профессора А.К. Быстрова» (2018-2021) представляет образ одного из лучших отечественных живописцев-монументалистов, прославленного своими мозаиками и фресковыми росписями в интерьерах храмов, общественных зданий, в том числе станций петербургского метрополитена. Остроумный композиционный приём превращает модель в героя эпического события русской истории – Невской битвы – воплощённой в мозаике на станции метро «Площадь Александра Невского» ещё в 1985 году. Эффектный поколенный срез фигуры включает в композицию выразительный жест сильных и уверенных рук творца, настоящего демиурга, создавшего собственную вселенную.
Юрий Калюта – ещё один представитель прославленной Петербургской Академии художеств, выпускник мастерской А.А. Мыльникова (1919 – 2012) в своём монументальном полотне «Армянская мелодия. Памяти Минаса Аветисяна» (2021) возвращает нас к богатым истокам и традициям армянской национальной живописи, тонко и глубоко понимающей цвет. Женский портретный образ на полотне отличает экспрессивный рисунок, яркий локальный колорит, создающие эмоционально приподнятый строй живописи, ассоциирующийся с музыкальным ритмом.
Поиск портретного образа приводит к преодолению границ жанра и в работе Анны Синельщиковой «Красный октябрь» (2023), построенной в красной тональной гамме: панорама городского пейзажа на дальнем плане разворачивает перед зрителем краснокирпичные фасады старинных индустриальных зданий Москвы, отражённых зеркалом реки. Пейзаж превращается, на наших глазах, в мощную историческую метафору, напоминание о переломных событиях в истории человечества в корне изменивших судьбы мира. В данном случае образ героя и созерцателя оставляет зрителю пространство для размышлений. «Красный октябрь» – что значат эти слова для юного современника? Известный торговый бренд, производящий сладости, время года, цветение осени или те «дни, которые потрясли мир»? Или переживания модели, переданные в напряжённых цветовых сочетаниях?
Тревожное полыхание красного фона, рефлексы красного на лице и руках, энергичная и уверенная лепка формы и выразительность жеста, мимические экспрессии – как свидетельство «невидимой брани», битвы с неправедным делом, злом, тревожного состояния души, лихорадки разума – в портретном триптихе Елены Бобровой «Не слышу зла, не вижу зла, не говорю о зле» (2022).
Красный цвет в русском и российском искусстве всегда несёт глубинный смысл, становится частью послания художника, его размышлений, чаяний и надежд. В этой связи хотелось бы вспомнить знаковые произведения отечественного искусства, среди которых «Вихрь» (1906) Ф.А. Малявина, «Красная мебель» (1920) Р.Р. Фалька, «Купание красного коня» (1912) К.С. Петрова-Водкина, «Закат» (1917) А.А. Рылова, «Новая планета» (1921) К.Ф. Юона и многие-многие другие.
Изысканный в своей гармоничной лаконичности, выразительном рисунке и колористической гармонии портретный образ Константина Петрова «Друзья» (2023) – как размышление об одинокой судьбе и человечности в монументальном по форме полотне.
Двойной и групповой портрет в глазах современного художника всегда носит жанровый характер. Картина Дмитрия Белюкина «Патриаршее служение» (2006 – 2011) будто бы представляет два взаимосвязанных плана – земной и небесный, дольний и горний. Пространство реальности с фигурой Патриарха, совершающего таинство евхаристии, преломляющего хлебы, и следующих за ним служителей церкви, как напоминание об исторической «Евхаристии апостолов» – эпизода основания земной церкви самим Христом. Действо происходит на фоне древних фресковых росписей, под сводами храма, с фигурами ангелов и святых в их вечном служении Господу. Тихая сосредоточенность героев подчёркнута цветовыми гармониями, подчерпнутыми из древнерусской иконописи и включёнными в колористический строй полотна.
Картина Николая Колупаева «Зима» (2016) представляет образы двух героев на фоне бескрайнего снежного пейзажа – скорее напоминает жанровую сцену, эпизод обыденной жизни, где домотканые дорожки из деревенской пестряди, расстеленные по белым безлюдным склонам – превращаются в метафору жизненного пути, судьбы героев, шедших одной дорогой. Фигуры женщины и мужчины в левой части полотна напоминают атланта и кариатиду, несущих бремя бытия, все тяготы жизни, буквально на своих плечах, разделяющих всё поровну. Великолепным акцентом лаконичной портретной композиции является плоскостной орнаментальный фон из пёстрых полотнищ, сотканных самой Судьбой.
Двойной портрет «И снова весна» (2023) Алексея Шанина вновь возвращает нас к мотивам времён года, включает в композицию узнаваемый пейзаж – панораму Москвы-реки в период ледохода: лазоревая гладь воды оттенена серыми гранитными набережными и розовыми фасадами зданий, башен Московского Кремля, Дома на набережной и средневековых палат Аверкия Кириллова. Импозантный силуэт Большого Каменного моста, охватывающий своей аркой фигуры – будто обрамление портретного образа возлюбленных в ярком свечении весеннего дня.
«Камень преткновения» (2023) - картина Дарьи Румянцевой, создана также будто на стыке двух жанров. В двойном портрете противостоящих друг другу героев, сидящих за обеденным столом, сначала угадывается бытовой конфликт, за которым стоит нечто большее – конфликт поколений с острой дискуссией тотального отрицания. Прямоугольные ритмы композиции разграничивают героев, что подчёркнуто полупрозрачной орнаментальной завесой, разделяющей героинь. Напряжённость движений и резкий поворот фигуры – интонированы высветленным колоритом разбелённых зелёных, розовых и голубых тонов, передающих атмосферу и пейзажный вид беспечного тихого летнего дня, наполненного цветением.
Автопортрет художника – тот жанр, который испытывает в своём творчестве каждый, невзирая на художественные предпочтения, представлен на выставке работами Татьяны Ипатенко, Иванны Степановой, Алексея Сундукова, Елены Ткачевой, Марии Ткачевой и Валерия Чернорицкого.
Валерий Чернорицкий – признанный мастер живописи международного масштаба, создавший циклы монументальных росписей в России, Италии и Литве, мастер эпического исторического жанра, великолепный рисовальщик и наставник, создал большую школу учеников и последователей. Автопортрет мастера, изысканный по своему замыслу, представляет модель в поколенном срезе фигуры, развёрнутой в трёхчетвертном повороте с элегантным жестом левой руки, поднятой вверх, с маленькой хрупкой птичкой, доверчиво расположившейся на указательном пальце. Рука художника – важная часть образа – подобна длани Творца – как аллюзия знаменитой скульптуры Карла Миллеса «Рука Бога» (1949-1953), с застывшей на ней фигуркой человека.
Алексей Сундуков также представляет цех художников-монументалистов. Ученик Гелия Коржева (1925 – 2012) сохраняет связь с мощной художественной традицией, придавая собственному автопортрету тайный глубокий смысл. Он также заявляет о себе как Мастер, указывая на атрибуты творчества в мастерской художника и безбрежный зимний пейзаж за окном, так напоминающий «Зимнюю охоту» Питера Брейгеля, но скорее повествующий о созерцательной тишине морозного дня, состояния души вдумчивого героя.
Портрет Михаила Полетаева «Художница» (2024) вновь возвращает нас к истокам прославленной отечественной школы монументалистов. Связанный ученичеством с О.П. Филатчевым (1937 – 1997), Михаил Полетаев развивает мощную традицию, создавая масштабные монументальные ансамбли росписей как в нашей стране, так и за рубежом. Даже в этом небольшом лирическом портрете проявляет себя величественный почерк художника-монументалиста, придающего образу современника героическое звучание.
Петр Стронский – выпускник мастерской монументальной живописи Суриковского института – ещё один замечательный представитель традиции, продолжает галерею образов наших выдающихся современников, истинных героев страны. Поясной «Портрет ветерана морской пехоты Г.А. Широкова», созданный Стронским, подобен живописному монументу, памятнику созидателям, охранителям и заступникам, сотворившим и оберегающим нашу историю. Ракурс di sotto in su (итал. снизу вверх) в изображении фигуры, будто возносит её на пьедестал.
Цикл автопортретов, объединенных мотивом «мастерской художника», продолжают произведения Елены Ткачевой, Марии Ткачевой и Иванны Степановой, создающие смысловые акценты творческого интерьера, вглядывающиеся в себя, пройденный путь, исполненный надежд, разочарований и озарений. Мария Ткачева в своём «Поэтическом автопортрете» смело вступает в диалог с Зинаидой Серебряковой: гладь зеркала, приоткрывающая дверь в таинственный мир души, акцентирует внимание на рукописном послании в руке героини.
Татьяна Ипатенко усложняет задачу автопортрета под названием «Крымская ночь» (2021), где сумеречное освещение напомнит нам об экспериментах художников-символистов более чем столетней давности и, прежде всего, Михаила Врубеля. Сумерки – то время суток, когда границу «двоемирия» возможно преодолеть, согласно концепции теоретика символизма, поэта Андрея Белого. Обобщённый, идеализированный, неуловимый образ модели исполнен тайны, указывает Путь.
Традиционная портретная концепция, представленная лучшими школами отечественной живописи, имеет широкую географию: от Новосибирска и Нижнего Новгорода до Москвы и Санкт-Петербурга – представлена на выставке работами Олега Леонова, Николая Боровского, Владимира Соковина, Вадима Иванкина, Владимира Штейна, Ильмиры Ашурбековой, Виктора Глухова, Кирилла Кангина, Максима Глухова, Александры Михно, Владимира Муллина, Анастасии Пеляшенко, Татьяны Поповой, Дмитрия Слепушкина и Владимира Черного. Портретный жанр предстаёт перед нами во всём многообразии творческих поисков и экспериментов, открывая новые пути и перспективы, объединяя мастеров разных поколений.