Секция «Арт-фото» представляет проект "ОГРАНИЧЕНИЕ. От Ветхого Завета до Covid-19"

kazanceva_olga_ne_pryachsya.jpg

С 11 июня по 11 июля в Объединении "Выставочные залы Москвы "Галерея Нагорная" будет экспонироваться выставка проекта "ОГРАНИЧЕНИЕ. От Ветхого Завета до Covid-19" Экспериментальной творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России.

Руководитель и автор проекта Максим Киреев

Руководитель Экспериментальных творческих мастерских ПО РАХ и ТСХР Константин Худяков
Координатор ПО РАХ и ТСХР Светлана Кузнецова

"ОГРАНИЧЕНИЕ. От Ветхого Завета до Covid-19"

Ограничения на земле существуют со времен сотворения мира. Вспомнить хотя бы ветхозаветный сюжет о грехопадении Адама и Евы, в основе которого лежит вкушение запретного плода с древа познания добра и зла.
И сегодня наши ограничения, и внешние, и внутренние, буквально создают мир, в котором мы живем. Все возможности, доступные нам, заложены в убеждениях, которые мы носим в себе. Эндрю Мэрфи утверждает, что мы ограничены только теми стенами, которые сами построили вокруг себя.
Но ограничения и самоограничения необходимы для социального общества, в котором мы живем, и если мы станем нарушать установленные нормы и правила, то, скорее всего, получим общественное порицание или даже наказание. Общественные запреты и обязанности регламентируют практически все сферы жизни, оставляя свободными лишь относительно небольшие участки, где человек волен действовать на свое усмотрение.
Общество без запретов погибнет, а какова же роль ограничений в жизни каждого человека? В детстве многие вещи, недозволенные родителями, настолько желанны, что даже страх наказания не останавливает детей. Большинство запретов кажется прихотью взрослых, нацеленной на демонстрацию собственного превосходства. Сопротивляясь такому положению вещей, дети нередко выходят за рамки ограничений, надеясь приобщиться к миру взрослых.
Однако получив свободу, человек вдруг теряет интерес ко всем «запретным плодам». Ему уже нет необходимости доказывать самому себе, что он взрослый. Он может выбирать лишь то, что ему действительно интересно и полезно. Но желая прожить долгую и счастливую жизнь, человек должен ограничиваться не только внешними запретами. Заботясь о собственном благополучии, он вынужден ставить личные ограничения и соблюдать их, опираясь на силу своего характера.

Но, как написано в книге «Подражание Христу» Фомы Кемпийского, «Homo proponit, sed Deus disponit» («Человек предполагает, а Бог располагает»).

Пандемия коронавируса стала самым серьезным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Эту беду сравнивают со Второй мировой войной. Как и тогда, мы шокированы, как и тогда, мы с тревогой вглядываемся в будущее и понимаем: перемены неизбежны. Подобно другим эпохальным событиям, пандемия COVID-19 должна привести к фундаментальному сдвигу в общественном укладе и мышлении людей. Ведь итогом пандемии становится ограничение перемещений граждан, постоянное ношение масок, обязательная термометрия, уничтожение международной мобильности людей и товаров, разрушение экономики, создание системы тотального контроля над перемещениями граждан, состоянием их здоровья и финансов, усиление механизмов власти.
Вот в таких, новых для нас условиях длительной изоляции и полной неопределенности происходила работа над проектом «Ограничение». Но вместе с тем была уверенность в правильности выбора темы проекта и ее актуальности.
chep_irina_bez_lica.jpg
В проекте «Ограничение» приняли участие члены Российской академии художеств и секции арт-фото Творческого союза художников России (из Москвы, Подмосковья, Иваново) и Пекина (КНР): Мария Вяжевич, Серж Головач, Дарья Жмылёва, Александр Иванников, Ольга Казанцева, Виктор Калинин, Максим Киреев, Андрей Клюев, Галина Кузнецова, Сергей Милюков, Наталья Поварова, Оксана Поварова, Дмитрий Розенбаум, Сергей Савельев, Елена Смирнова, Марина Соболева, Борис Сысоев, Алексей Филоненко, Константин Худяков и Ирина Чеп.

Находясь в вынужденной изоляции, все мы испытали дискомфорт и неудобства, связанные с рядом ограничений. Закрылись культурные заведения: музеи, галереи, выставочные залы. Стали невозможными организация и посещение выставок. Пандемия лишила нас привычного общения со своими коллегами и зрителями. Но вместе с тем- сложившаяся ситуация дала нам возможность по-новому взглянуть на какие-то привычные вещи, что-то переосмыслить, над чем-то задуматься. Может быть, сделать переоценку ценностей. Ведь время разделило нашу жизнь на ту, что была до пандемии, и на ту, которая есть сейчас и будет потом.
Кто-то из участников проекта во время его подготовки переболел коронавирусом и в полной мере прочувствовал психологическое давление и подавленное состояние, вызванное принудительным нахождением в продолжительной изоляции. А обязательное фотографическое подтверждение своего затворничества усиливало чувства угнетенности. Отсюда и несколько иное звучание работ, чем в предыдущих проектах. Здесь больше прослеживаются тоскливые, тревожные, депрессивные нотки, а порою даже безразличие, порожденное снижением или утратой способности получать удовольствие. И есть от чего. Как лишило нас индивидуальности и обезличило вынужденное массовое ношение масок! А ведь это противоречит сущности любого художника.

Пандемия открыла нам новую реальность с новыми взглядами на жизнь. Ограничение мобильности изменило наше восприятие того, что на самом деле важно и необходимо. Сложившаяся ситуация показала, что наиболее желанным занятием для человека являются личные встречи с людьми за пределами своего дома. Мы все больше убеждаемся в том, что именно социализация является важнейшим условием для счастливой жизни. И каким бы привлекательным нам ни казалось повсеместное внедрение цифровых технологий, глобальная цифровизация никогда не заменит простого человеческого общения. А появившееся во время пандемии свободное время дало возможность задуматься о себе, своей жизни и своем будущем, чтобы пересмотреть свою социальную роль и поменять приоритеты. Хочется верить, что после пандемии люди начнут жить более полноценной жизнью, больше времени уделяя семье и друзьям, и наше существование будет основано на простом принципе: «У нас только одна жизнь».
В условиях вынужденной изоляции у нас появилась уникальная возможность активизировать свою творческую деятельность в необычных условиях. И многие работы проекта были созданы именно во время пандемии.
Эксперты утверждают, что ограничения могут способствовать творчеству. Например, художник Пит Мондриан положил начало модернизму, ограничив свою живопись изображением прямых углов и использованием скромного набора основных цветов. Даже Теодор Гейзель, более известный как доктор Сьюз, сдерживал себя, когда создавал свои самые известные работы. Совет доктора Гейзеля: «Если вы пишете или рисуете, не бойтесь использовать ограничения!»
Так почему ограничения делают нас более творческими? Преподаватель факультета психологии Университета Райдера Катринель Хоут-Тромп считает, что ограничения помогают сократить количество вариантов подмножеств, которыми мы можем распоряжаться и управлять. Это позволяет нам «исследовать менее знакомые пути, отклоняться от ранее известных направлений».
Итак, как вы можете использовать это в своем творчестве? Вне зависимости от направления, измените точку зрения. Многие из нас попадают в рутину повседневности. Да, это наша зона комфорта, но она не стимулирует нас и не позволяет мыслить по-новому. Изменение хода вещей может дать нам новые впечатления и новый опыт. Суть любого ограничения в том, что оно позволяет нам выйти за рамки комфорта и заставляет нас делать привычные вещи необычным способом.

Автор и руководитель проекта «Ограничение»
Максим Киреев

Поделиться:
Подписаться на рассылку