Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась российско-американская выставка ТСХР

100142.jpg

20 января 2022 во Всероссийском музее декоративного искусства состоялось торжественное открытие международного российско-американского проекта “Самое время снова запустить быструю коричневую лису…. не так ли?” / It's about time to launch the quick brown fox again... isn't it?.

На выставке представлено 15 проектов из России и 15 проектов из США, раскрывающих актуальные темы современности и демонстрирующих настроения времени, посредством языка искусства. В свете международных событий арт-сообщества двух стран решили дать свою версию понимания мировых тенденций через объекты живописи, графики, скульптуры, фотографии, видео, интерактивных инсталляций. Организаторами проекта выступили “Творческий союз художников России” при поддержке Министерства культуры РФ и американский фонд “ Kolodzei Art Foundation”.

В основу названия выставочного проекта кураторами был взят текст криптограммы, отправленный из США в адрес СССР в августе 1963 года и явившийся отправной точкой в поворотном моменте истории взаимоотношений двух стран. Вашингтон выслал в Москву текстовое сообщение: «Быстрая коричневая лиса прыгает через ленивую собаку 1234567890».* Эта простая фраза, ставшая первым прямым контактом между США и СССР, послужила началом выхода из ядерного конфликта и холодной войны. Тема “потепления отношений” актуальна и в настоящее время. Названием выставки кураторская группа обуславливает поиск новых форм во взаимодействие двух культур, благодаря которому художники пускаются в исследование мировых злободневных тем и выражают их в своих произведениях, специально созданных для данного проекта.

Своеобразным метафорическим символом открытия выставки были выбраны часы Судного Дня** и ежегодная интрига отсчета секунд до перемены положения стрелок на циферблате. В ходе открытия выставки прошла онлайн-трансляция, в рамках которой ученные Бюллетеня ученых-атомщиков представили положение стрелок в этом году, как и в прошлом часы показывают 100 секунд до полуночи. Как отмечают кураторы выставки, “главным инструментом международной интеграции по-прежнему остается искусство. Язык искусства - универсален, так как объединяет народы и страны и тем самым нивелирует метафорическую оценку риска уничтожения нашего мира”.

Американская сторона представлена ярчайшими авторами мультимедийного и концептуального искусства. По словам куратора американской части проекта Натальи Колодзей важно раскрыть отношение художников разных поколений к темам экологии, освоения космоса, социума, самоидентификации, тревоги за мир и современной социальной коммуникации через их творческого видение. Так, например, мультимедийные инсталляции Эллен К. Леви «Беседа на атомной станции» интерпретирует дилеммы, связанные с технологиями двойного назначения, Карла Ганнис — трансмедийная художница, в «Что ни день, то новый фатум», сопоставляет анимированные символы, передавая циклическое беспокойство, которое сегодня пронизывает коллективное сознание. Тема толерантности представлена художником Евгением Фиксом сквозь призму острого проекта Вашингтон-Москва (Диптихи угроз безопасности), раскрывая зеркальные примеры государственной гомофобии по обе стороны идеологического раскола: в Советском Союзе в 1930-х годах и в Соединенных Штатах в 1950-х годах. Виталий Комар в "Цветовом коде" исследует истоки российско-американских отношениям через переписку Томаса Джефферсона и Александра I. Клеа Т. Уэйт в «Лунной походке», поэтически анализирует об отношениях человечества с Луной и последствия их в холодной войне. Энн Спалтер, Джош Крейг в цифровом видео, созданном с помощью искусственного интеллекта на основе множества диспетчерских башен международных аэропортов размышляют о контроле творческого процесса. Ольга Ламм подчеркивает в своих работах коллективный, нелинейный опыт реальности и видение баланса между эго и состраданием. Даниэль Симбида, Рафаэль Арар в DM MEME / Лс Мемв приглашают зрителя в реальном времени трансформировать контекстуальные и семантические значения, заложенные в мемах на основе изображений.

Российская сторона так же представлена знаковыми персонами в области современного искусства. Кураторы проекта Иван Колесников и Сергей Денисов особое внимание уделяют цифровым технологиям и видео-арту. Так, Художник Константин Худяков хорошо известен как абсолютный лидер цифрового искусства России. Его интерактивная видео-работа «Шахматный Апокалипсис», также «абсолютно» резонирует с темой проекта. Шахматная доска, где каждый ход любой из фигур, вызывает апокалиптические события…Известный фотохудожник Серж Головач представляет свою работу “Люстра. Большой театр“. Для физической материализации цифровой работы в произведение объектно-ориентированного искусства в 2021 году автором было проведено создание фактуры нетканевой природы, имеющей все характеристики “железного занавеса“ - объём, складки, натяжение, напряжение, металлическую твёрдость и вертикальное расположение - фольгирование алюминия алюминиевой фольгой, на которую было нанесено изображение Люстры.

В проекте участвуют не только хорошо узнаваемые и маститые художники, но и молодые, и уже успевшие проявить себя авторы. К ним можно с уверенностью отнести Виктора Пономаренко. Устанавливая диалог с американскими художниками в рамках совместного проекта, художник использует узнаваемые культурные образы наших стран. Русская народная хохломская роспись посуды идентична цветовой палитре дизайна Макдональдс и в некотором смысле является нашим узнаваемым народным «брендом», так же как Макдональдс является брендом американского народа.
Отдельной строкой в общем контексте выставки проходит специальный проект “Ледниковый период” Экспериментальных Творческих мастерских ТСХ России под руководством Евгения Семенова, объединивший 25 российских художников.

По словам руководителя международного проекта “Самое время запустить коричневую лису…не так ли?” Константина Худякова “такое сотрудничество в области культурных проектов необходимо для обеих сторон и способствует развитию арт-сообщества как единого пространства”.

Выставка проходит на территории Всероссийского музея декоративного искусства. Музей является давним партнером Творческого союза художников России в области арт-проектов. Всероссийский музей декоративного искусства - это единственный специализированный музей, который занимается собиранием, хранением и изучением памятников декоративного, народного искусства и дизайна не столько как предмета материальной культуры, а в первую очередь как предмета искусства, истории искусства.
Выставка открыта для посещения до 20 февраля 2022 года.

______________________________________________________________________
*О чем идет речь? Есть ли скрытый смысл? Нет, эта фраза используется для тестирования букв алфавита. В ней есть все буквы английского и латинского письма, а также арабские цифры. Этой фразой пользуются, чтобы проверить все клавиши на устройстве во избежание ошибок и недопонимания в текстах сообщений.

**Часы Судного дня показывают 100 секунд до «Полуночи». Этот символический «отсчет» до ядерного Апокалипсиса ведут ученые с 1945 года. Ежегодно они меняют расположение стрелок часов или оставляют их на месте в зависимости от событий, которые происходят на международной политической арене. Оценивают вероятность ядерной войны специалисты совета по науке и безопасности Бюллетеня ученых-атомщиков. В Совет входят 13 нобелевских лауреатов. Уже в С 23 января 2020 года стрелки часов Судного Дня показывают 23:58:20, оставляя нам всего 100 секунд.

Организаторы: Творческий союз художников России
при поддержке Министерства культуры Российской Федерации
и фонд Kolodzei Art Foundation USA

Партнёры проекта: Российская академия художеств, Московская государственная художественно-промышленная академии им. С.Г. Строганова, Всероссийский музей декоративного искусства, CYLAND MediaArtLab
Руководитель проекта: Константин Худяков
Кураторы проекта: Иван Колесников/Сергей Денисов (Россия)
Куратор американских проектов: Наталья Колодзей
Куратор специального проекта Ледниковый период: Евгений Семенов
Координатор проекта: Элеонора Захаржевская

Поделиться:
Подписаться на рассылку