Арт-мастерская ХХI. Круглый стол "Внутренняя самоцензура художника" в Ставропольском краевом музее ИЗО

8 ноября 2019 года в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие масштабного исследовательского проекта Творческого Союза художников России - «АРТ-МАСТЕРСКАЯ XXI», представляющего работы молодых российских художников.

В основе проекта — работа пяти Творческих мастерских: «Правда и Ложь» (рук. Евгений Семёнов); «Свобода и Вседозволенность» (рук. Давид Бабаян); «За и Против» (рук. Николай Палажченко); «Созидание и Разрушение» (рук. Александр Жерноклюев) и «Самость и Безликость» (рук. Александр Артамонов).
Выставка стала итогом масштабной деятельности Творческого Союза художников России, давшего уникальную возможность молодым художникам из регионов России попробовать свои силы в коллективной работе под руководством кураторов - признанных мастеров изобразительного искусства. По итогам конкурсного отбора экспертами было утверждено порядка 250 работ, которые будут все представлены в альбоме-каталоге Мастерских и частично - в передвижной экспозиции, уже показанной зрителям в Санкт-Петербурге, Владимире, Калининграде, Тольятти, а теперь и в Ставрополе. В конце ноября — декабре 2019 выставка будет показана в пяти галереях Москвы.
Выставочный проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и содействии Поволжского отделения Российской академии художеств. Руководитель проекта — Константин Худяков, вице-президент Российской академии художеств, президент ТСХР, руководитель Поволжского отделения РАХ.

9 ноября в Ставропольском краевом музее ИЗО был организован Круглый стол, который прошел в атмосфере свободного открытого диалога. Кураторам и участникам Арт-мастерских удалось расположить к себе аудиторию, которая в большинстве своем состояла из студентов вузов и художественных училищ. Несмотря на то, что формулировки задаваемых вопросов звучали просто, это не мешало ораторам обращаться к глубинным размышлениям, в контексте культурного опыта, политики и мироустройства. Самоцензура и творческая свобода рассматривались на примерах истории мировой культуры. Речь шла о зарождении абстрактного искусства в России и последующем отказе от нее, о запрещенных и непонятых современниками художниках, об альтернативных музеях современного искусства, гонимых в годы советской власти. Давид Алексеевич Бабаян (Давид Ру), куратор мастерской "Свобода и Вседозволенность", приводил примеры событий из жизни, которые формировали и изменяли его творческое сознание. Рассказывал об особенностях образования, о мудрости учителей, давших свободу фантазии и самовыражения, об опыте работы в конструктивизме, экспрессивном реализме и абстракции, о воздействии музыки и кинематографа на арт-процесс. Яркие истории творческих свершений Давид Бабаян описывал не в контексте прикладных категорий, а как прообраз безграничной свободы. Одно из высказываний куратора: "Главный транслятор идей - голова, нужно лишь "подружить" голову с рукой, чтобы подобно дирижеру воплощать задуманное". Ремесленичество противопоставляется фантазии природной, без "контруров" и ограничений.
Артем Корнилов, участник мастерской "Правда и Ложь", делился опытом работы Берлинской школы искусств, где категории: "ученик — творец" и "учитель- помощник" являют собой новые формы подхода к художественному образованию, а самоцензура закладывается как остов в формировании творческой личности.
Доверительная атмосфера на круглом столе позволила высказаться о таких категориях, как "правда", "истина", "вера"... Феномен бинарности раскрывался через рефлексию, разность опыта социализации. Высказано суждение о том,что взаимодействие самоцензуры молодого таланта и самоцензуры зрителя нацелено на определение, нащупывание границ и форм концептуального искусства в России.

Экспериментальные Творческие мастерские ТСХР - это живой механизм, дающий почву для самоопределения личности в арт-пространстве сегодня. Неоднозначная животрепещущая дискуссия сохранила высокий накал эмоций и высказываний на протяжении всего круглого стола. Свое авторитетное мнение о формах современного художественного образования, синтезе традиционного и новаторского, высказали директор Ставропольского краевого музея ИЗО Зоя Александровна Белая, искусствовед Ольга Борисовна Бендюк.
Можно однозначно констатировать, что Круглый стол на тему: "ВНУТРЕННЯЯ САМОЦЕНЗУРА ХУДОЖНИКА" стал ярким культурным событием в регионе. Выставка имела большой резонанс в художественном сообществе Ставрополя, привлекла внимание молодежи и среднего поколения.


Наталья Литосова, член Ставропольского отделения ТСХР,
участник Творческой Мастерской «Созидание и Разрушение»

Поделиться: