Художественный проект «Древо познания». Выставка произведений Веры Коршуновой и Анны Серовой в Сочинском художественном музее

Художественный проект «Древо познания»
Выставка произведений Веры Коршуновой и Анны Серовой

Куратор: Алла Харитонова

7 февраля - 8 марта 2020
Сочинский художественный музей

34752bbd-0d73-4d03-a41c-c9d2a9990725.jpg

Под кронами Рая…

Искусство классическое, ограниченное рамкой картины, не демонстрирующее зрителю тот иной новый прием или технологию, более того хорошо сделанное, принято в последние два века упрекать если не в старомодности, то считать, что его выразительные средства устарели. Что оно выдохлось под натиском реальности, в которой главной доминантой является скорость и новизна все новых и новых впечатлений, а вовсе не мастерство и некие «несгораемые» смыслы.

От импрессионизма, до художника-шоумена – таков мейстримный вектор развития современного искусства. Это ни плохо, ни хорошо, это просто факт истории.

Но чем больше шума, тем больше нужна тишина, в которой можно переосмыслить повседневность, – необходимо искусство, способное не только оформить пространство или стать им, но и украсить его. Искусство в силах которого выразить некий гармоничный смысл, общий и универсальный по той простой причине, что человек любой эпохи психически и биологически является одним и тем же процессом восприятия.

Я не говорю, что у классической живописи, как медиа есть какие-то особые преимущества в отношении подобной выразительности, перед скажем, видео-артом, просто она по своим параметрам более близка к человеку, более антропоцентрична, тактильна, понятна. Понятность – не профанность, а смысловая ясность вследствие универсальности содержания.

Проект «Древо Познания» о богатстве выразительных возможностей «простой» линии, цвета, формы: о способности академической традиции, в данном случае традиции русской школы живописи, создать современное произведение.

Картину, концепцию, не только хорошо сделанную, но и аккумулирующею в себе актуальные смыслы.
О языке Универсума, заложенного в единых, символических структурах психики человека. О философии в красках, о том, что человек и культура многоуровневые системы, а современность – выражение их единства в многообразии.

И, наконец, проект – индивидуальная попытка выразить эту универсальность, через личный опыт, восприятие, мастерство.

Авторы проекта - Анна Серова и Вера Коршунова, интерпретируют богатое наследие древнерусской и европейской культур. И если картины Анны, населены задумчивыми лемурами, обаятельными зайцами, милыми лисичками и другой райской живностью, словно сошедшей со страниц средневековых манускриптов; если ее Адам и Ева играют с эстетикой наивного искусства, столь любимого французскими символистами, то в работах Веры расцветает декоративность древнерусского орнамента. Художницу вдохновляют мотивы барельефов соборов во Владимире и Юрьеве-Польском, орнаментальные узоры деревянного зодчества. Используя полудрагоценные камни и золото, она приближает свою живопись к впечатлению от настроения праздничного русского костюма.

Сюжет «Древа Познания» - миф о Древе, райском саде, первоначальном времени из которого, согласно библейской легенде, человек изгнан «в историю», время событий, а не бытия. Но не только. Архетип Древа присущ всем культурам и традициям, он прорастает сквозь мифы всех народов: от символики священной березы у хантов, до дерева Ашваттха у индусов. Он и мировая, ось и сама трехчастная структура космоса (крона, ствол и корни/небо, земное бытие и мир подземный), и символ целостности Жизни, пронизывающей своими «ветвями» все.

Библейская часть сюжета о Древе, больше интересует Анну Серову, в ветвях ее райского дерева (и первобытного леса и сада) гуляют первые мужчина и женщина, прячутся птицы и звери. Райский сад показан за мгновения до грехопаденья, это ощущение создает печальное или задумчивое выражение на мордочках райских тварей, рай будто притих, ничего не происходит, но что-то неотвратимо приближается. Здесь уже присутствует трагизм сожаления о потерянном времени детской невинности. И хотя, некоторые работы игривы, фольклорны, в целом создается ощущение «умной печали».
Анна сильный рисовальщик (за спиной Академия Строганова), в основе живописной пластики ее работ лежит всегда рисунок, отсюда ощущение и монументальности (ее работы легко увеличиваются) и ассоциация с пространством книжной миниатюры.

Вера Коршунова, несмотря на отсылки к той же «райской-библейской теме», творит свой сад и Древо из совершенно другого сюжета. Яблоки ее Древа Познания – молодильные яблочки русских народных сказок, они могли бы легко катится по золотым блюдцам, ее сады населены жар-птицами, пылают самоцветными красками, тонкие цветовые переходы между которыми, создают ощущение живой вибрации.
При этом картины, написаны пастозно, некоторые вылеплены (этот прием позволяет передать ощущение фрагмента каменного орнамента), но тяжести не чувствуется, материя легка как кружево, все пронизано движением, мерцанием нарядной красоты.
Сопоставленные в одном пространстве проекта эти «два рая» описывают и целостность русской культуры, в которой органичным образом сочетается золотое солнце славянства и белые стены соборов, и представление об изначальном времени, как рае потерянном и рае всегда сущем. Описывают не скучно, а играя красками, заманивая вкусной фактурой и аутентичностью образов. К последним хочется прикоснутся в себе, «перечитать», пересмотреть, ощущая, как их универсальность пускает побеги, раскрывается, расцветает внутри, словно крона огромного дерева.

Алла Харитонова, куратор
Поделиться: