В Радищевском музее экспонируется выставка «Абсоллюцция» саратовского фотохудожника Руслана Нургалиева

00_afisha_copy.jpg

В Радищевском музее экспонируется выставка «Абсоллюцция» саратовского фотохудожника Руслана Нургалиева

С 3 по 27 марта 2016 года в залах Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева (Первомайская, 75) экспонируется выставка «Абсоллюцция» саратовского фотохудожника Руслана Нургалиева, члена Творческого союза художников России, члена Союза фотохудожников России.

В экспозицию вошло семьдесят черно-белых работ из 20 серий, созданных в период 2011-2015 годов, в которых раскрывается сосредоточенность автора на созерцании и исследовании окружающего мира, на поиске в обыденном нового смысла и синтеза образа. В этом выставочном проекте отражается творческий путь фотохудожника - от предметного к беспредметному. Кроме нового взгляда на предметный мир, у Руслана на фотографиях меняется восприятие пространства и привычное расположение в нем отдельных предметов. Взгляд зрителя на знакомые предметы явно, казалось бы, фиксирует их положение в темном и глубоком пространстве. Но это эффект, которого достигает Руслан Нургалиев, фотографируя объекты на черном фоне. Фотограф уводит нас за грань привычного восприятия. Глаз зрителя обманывается и, вслед за художником, видит другую реальность, созданную мыслью и техникой автора. Нейтральный темный фон, создающий впечатление бесконечного космического пространства, отсутствие деталей реального мира, переходя из снимка в снимок, становятся объединяющим моментом для всех серий на выставке и придают особую целостность проекту.

Руслан Нургалиев очень внимателен к композиции. В его работах нет лишних деталей. Минимализм становится неотъемлемым средством выразительного языка его черно-белых фотографий, создавая особый стиль, по которому сразу определяется автор. Немногочисленные или повторяющиеся объекты, единообразие форм, монохромность - все это характерные для минимализма признаки.

Тонкая одухотворенная сосредоточенность, даже несколько отстраненная, серий «Флора», «Маленький мир» дает мощный посыл к китайской эстетике. На первый взгляд, серия «Маленький мир» своей ирреальностью близка серии «Флора», но это единственная серия, где снимки были сделаны на натуре. Таинственная и загадочная красота, выхваченных светом фрагментов ночных пейзажей, созданная в строгих по форме черно-белых фотографиях, состоящих из четко выверенных тонких линий и структурных объемов, открывает новый взгляд на привычные объекты.

Близкий подход прослеживается в серии «Последние цветы». Композиции из растений уже производят впечатление скульптурных групп, рассказывающих трагические истории, притчи, или могут быть своеобразными цветочными монументами в цивилизации цветов.

Работа «Кирпич» сразу вызывает в памяти слова американского фотографа Эдварда Уэстона, одного из классиков фотографии ХХ века: «Снять камень так, чтобы он выглядел как камень, но в то же самое время был больше, чем камень, - осмысленный показ, но не интерпретация». И у Руслана черно-белая фотография кирпича в луче света передает его форму, внутреннюю силу и мощь и, в то же время, почти пейзажную красоту фактуры.

«Стерильность» объектов – изъятие их из привычной среды и наделение новой сущностью в темном пространстве - становится главной темой в серии «Мехатроникус». Механические детали, детали электроники перестают выполнять свои функции и, благодаря фантазии фотохудожника, становятся чем-то иным. Они не подчиняются логике: они реальны и узнаваемы, но наделены совершенно иной функциональностью. Исчезают привычные связи, возникают новые. Иногда в итоге – легкий юмор, иногда – абсурдность и ирреальность. Как всегда, большую роль в его работах играет освещение. С его помощью создается мистический характер объектов на фотографиях.

Линия абстрактной фотографии очень сильна в творчестве Руслана Нургалиева. Он полностью разделяет взгляды Кандинского и Малевича. Серия «Конструктивизм» фактически представляет нам композиции, построенные из детского конструктора «Лего». Но они вызывают в памяти композиции отцов геометрического абстракционизма Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Пита Мондриана. Один из снимков серии «Проволочный космос» - черно-белый вариант абстрактной композиции Василия Кандинского. Серия «Материя» тонкими тональными переходами напоминает картины-объекты итальянского художника Пьеро Мандзони. А серия «Сети» - объекты немецкого художника Хейнца Мака. Эти стилистические экскурсы в живопись ни в коем случае не являются прямыми цитатами, а говорят о предпочтениях и склонностях автора. А также это подтверждает, что фотография, как вид искусства, развивается с ним по общим законам. Имея, конечно, свои особенности, как, впрочем, всякий вид искусства.

«Абсоллюцция» - знаковая серия для Руслана Нургалиева. Это абстрактная кинетическая фотография. Если учесть, что слово «фотография» в переводе с древнегреческого означает СВЕТОПИСЬ, то у Руслана она - АБСОЛЮТНО абстрактная. Это снимки движения светового луча, характер которых полностью зависит от автора, осуществляющего светопись в прямом смысле слова. Экспериментировали с лучом фонарика в первых абстрактных фотографиях в 1920-30 годах художники и фотографы Ман Рэй и Ласло Мохой-Надь. Но работы Руслана представляют «светопись» в чистом виде, следуя призыву Мохой-Надя: делать не только как видит глаз, но и как видит техника. (Е.В. Слухаева, искусствовед).

Руслан Нургалиев - член Творческого союза художников России и Союза фотохудожников России, участник ряда российских и международных выставок. Его работы опубликованы в фотожурналах Англии, Нидерландов, Канады, Испании, Италии, Австралии, Словакии, Индонезии, США, Филиппин, Румынии, России; находятся в коллекции Государственного Русского музея (отдел современной фотографии), в частных коллекциях в России и Англии. Награды: первое место, фотопремия «Лучший фотограф» (Москва, 2014), Серебряная медаль PSA, международный фотосалон «Берега-2012» (Нижний Новгород, 2012).

Авторский проект «Абсоллюцция» реализован при поддержке Союза фотохудожников России и типографии «АМИРИТ».

Поволжское отделение Российской академии художеств

Поделиться: