Выставочный проект «Путешествие к центру Земли»

a3_cmyk_ver2.jpg


Кураторы: Антонио Джеуза, Евгения Кикодзе
Организатор: Творческий союз художников России» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации

Участники: Анастасия Богомолова, Сергей Братков, Павел Волков, Левон Гаспарян, Иван Горшков,
Илья Гришаев, Алексей Добров, ЕлиКука, Андрей Ишонин, Петр Кирюша, Таисия Круговых, Куда бегут собаки, Константин Ларин, Дамир Муратов, Иван Мурзин, Обледенение архитекторов, Нати и Алексей Пушкаревы, Алена Терешко, Иван Тузов, Олег Устинов, Дмитрий Федоров

Выставочный проект «Путешествие к центру Земли» посвящен задаче исследования и показа творческого потенциала современных художников России, их способности заниматься визуальным искусством в нынешней ситуации гиперцентрализации российской культурной жизни.

Наш проект заявляет о новом этапе независимого современного российского искусства – о современном андеграунде.
Нынешний андеграунд, конечно, имеет мало общего с нонконформистами семидесятых-восьмидесятых. Отсутствие «железного занавеса» и цифровые технологии со всей очевидностью изменили как художественную среду, так и весь контекст отечественной жизни. Однако, несмотря на единое информационное поле, региональность в России – весомое слово, понятие, за которым стоят совершенно разные идентичности, жизненные уклады, визуальные традиции, все еще противостоящие унифицирующему действию массовой культуры.
Чтобы объединить в одном проекте разнородные творческие поиски, кураторы решили сосредоточиться на таком типе творчества, которое манифестирует себя в виде реакции на повседневную жизнь, поскольку диалог и противостояние с обыденностью является одним из важных «моторов» художественной деятельности в России. Этот экзистенциальный поворот и является новым нонконформизмом, поскольку речь идет о независимости от обслуживания художниками как идеологических, так и коммерческих заказов, к которым сегодня можно причислить и заказы крупных арт-институций, проводящих в жизнь политику зрелищного популизма.

«Путешествие к центру Земли» – это преодоление ситуации несвободы искусства с помощью самого искусства, так же, как выживали андеграундные художники при советской власти: иные формы существования здесь осознавались и обыгрывались как «персонажные», ролевые игры. Молодые российские художники тоже примеряют на себя маски медиков-шарлатанов, ушлых менеджеров, зашоренных дизайнеров и даже умельцев-кустарей.

Гремучая месть любви и иронии, беззаботности и сарказма может, как кажется, если не оздоровить национальную культурную ситуацию, то хотя бы открыть для нее новые внутренние ресурсы. Тем более, что если концептуалистское подполье располагалось, главным образом, в Москве и Ленинграде, то сейчас речь идет о целой сети – а лучше сказать, ризоме, которая протянулась по всей территории нашей страны и связала между собой художников разных регионов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Interregional exhibition project "A JOURNEY TO THE CENTER OF THE EARTH"

Curators: Antonio Geusa, Evgenia Kikodze
Organizer: Creative Union of artists of Russia with the financial support of the Ministry of culture of the Russian Federation

Participants: Anastasia Bogomolova, Sergey Bratkov, Pavel Volkov, Levon Gasparyan, Ivan Gorshkov,
Ilya Grishaev, Alexey Dobrov, EliKuka, Andrey Ishonin, Petr Kiryusha, Taisia Krugovikh, “Where the Dogs Run”, Konstantin Larin, Damir Muratov, Ivan Murzin, “Iced-over Architects”, Nati and Aleksey Pushkarev, Alyona Tereshko, Ivan Tuzov, Oleg Ustinov, Dmitry Fedorov

"A Journey to the Center of the Earth" is an exhibition aimed at displaying the creative potential of today’s Russian artists; their ability to make art in the current situation of a hyper-centralized cultural life.
Our project wants to show the new stage of independent contemporary Russian art, that part that can be called the new underground.
Without any doubts, the current underground has little in common with the nonconformists of the seventies and eighties. The absence of an “iron curtain” and the use of digital technology have clearly changed how the artists communicate and, on a global level, the whole structure of domestic life. However, despite being connected to the same information net, “regionalism” is still a key word in Russia. In the concept behind this word reveals several absolutely different identities, different ways of life and visual traditions that oppose the unifying effect of mass culture.
To combine in a single project dissimilar creative artistic researches, the exhibition focuses on works of art that boldly reacts to the incongruences of the everyday. After all, the dialogue/confrontation with the commonplace has always been one of the most powerful "engines" of artistic activity in Russia. This existential turn is can be seen a new form of non-conformism. As a matter of fact, we are talking here of independence from obeying ideological or commercial orders and unwillingness to follow the dictates of the major art institutions, which observe instead a policy of entertaining populism.
“A Journey to the Center of the Earth” is an attempt to overcoming of this absence of freedom in art with the help of art. To a certain extent, it mirrors the ways underground artists survived under the Soviet regime: it shows other forms of existence perceived and played out as "characters" in role-playing games. Young Russian artists, too, try on mask of the doctor-charlatan, of the sleazy manager, of the open-minded designer and even that of the craftsman-artisan.
It seems that, if not to improve the national cultural situation, rattling revenge of love and irony, lightheartedness and sarcasm can at least open up new internal resources. Moreover, if the art underground was once located mainly in Moscow and Leningrad, now we are talking about an entire network, or rather, a rhizome, which runs throughout the whole country, and connects artists from different regions.