Ушел из жизни Заслуженный художник Российской Федерации Роман Самойлович Фаерштейн

2 января 2017 года ушел из жизни Заслуженный художник Российской Федерации Роман Самойлович Фаерштейн.

roman_faershteyn.jpgРоман Самойлович Фаерштейн, чей 90-летний юбилей и 65-летие творческой деятельности мы отмечали в 2016 году, по праву считается одним из наиболее видных мастеров российского и советского изобразительного искусства в области художественного проектирования. Он является автором архитектурно-художественного решения многих градостроительных комплексов, объектов праздничной городской среды, крупных ансамблей общественных зданий, выставочных и музейных экспозиций в России и за рубежом, а также произведений живописи, графики и монументально-декоративного искусства.
Р.С. Фаерштейн родился в Москве 24 января 1926 года. Начало трудовой биографии совпадает с периодом Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Его работа на оборонном заводе «Калибр» была отмечена присвоением ему в 1943 году звания «отличного токаря-револьверщика военного времени» и награждением в более поздние годы Юбилейными медалями в ознаменование Победы в Великой отечественной войне.

Студент и выпускник Московского архитектурного института первых послевоенных лет, где его учителями были классики конструктивизма, Р.С.Фаерштейн сразу же проявил себя как талантливый и многосторонний художник, как продолжатель традиций школы ВХУТЕМАСа и Русского авангарда. Уникальная широта, универсальность и профессиональная художественная основа архитектурного образования позволили ему реализовать свой творческий потенциал в изобразительном искусстве.
Являясь членом московских отделений Союза архитекторов СССР/ России с 1957 года и Союза художников СССР/ России с 1960 года, Р.С.Фаерштейн вел многолетнюю активную работу в их комиссиях, секциях и советах. Большое общественное и профессиональное значение имела его деятельность в качестве председателя художественного совета Комбината декоративно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР. Эта деятельность была призвана обеспечить высокий качественный уровень художественно-проектных работ и постоянно поддерживать престиж профессии, которой Р.С.Фаерштейн посвятил свою жизнь.
foto1.jpg
С КДОИ, где он проработал более 30-ти лет и где с 1964 по 1989 год осуществлял художественное руководство большим творческо-производственным объединением, связан один из наиболее плодотворных и успешных периодов его творчества. Практически все крупные и государственно значимые работы, созданные художником и возглавляемыми им авторскими коллективами, получили заслуженное признание общественности, были отмечены многочисленными наградами в профессиональных художественных конкурсах и медалью «Ветеран труда».
К числу этих работ относятся интерьеры и экспозиция Музея В.И.Ленина в Ульяновском мемориальном центре, объекты Олимпиады 1980-го года и XII Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве, интерьеры Дома техники и культуры «Геолог» в Тюмени, экспозиции, посвященные Комсомолу в московском Историческом музее и Чернобылю в киевском Музее медицины.
Настоящей классикой выставочного искусства по праву считаются десятки спроектированных и осуществленных Р.С.Фаерштейном национальных павильонов и экспозиций СССР. Речь идет как о зарубежных экспозициях в рамках ЭКСПО и программы «Москва – столица СССР», так и о многочисленных международных промышленных выставках в московских экспозиционных центрах ВДНХ, Сокольники и Красная Пресня.
Эти экспозиции ярко и убедительно представлявшие страну на международных форумах, являлись объектами общественного престижа и целенаправленной государственной поддержки, а для Р.С.Фаерштейна, как автора их художественно-проектного решения, они стали своеобразными экспериментальными творческими центрами, где в атмосфере свободного соревнования с зарубежными коллегами велись поиски новых художественных концепций и решений.

Вот, что он пишет о Советском периоде своей деятельности: «В архитектуре шла в то время так называемая Хрущевская борьба с архитектурными излишествами. Молодых архитекторов, особенно тех, кто умел и любил заниматься рисунком и живописью, привлекала возможность трудиться в московских фирмах, занимавшихся архитектурно-художественным проектированием. Таких организаций тогда в столице было две.
Первая – Выставочный центр Торговой палаты - проектировала, в основном, международные выставки. Ее главным художником был Р.Р.Кликс, перешедший туда в 1954 году из ВДНХ, где он тоже занимал должность главного художника.
Второй фирмой был КДОИ – Комбинат декоративно-оформительского искусства, входивший в систему Художественного фонда РСФСР. Разнообразие объектов архитектурно-художественного проектирования в КДОИ было чрезвычайно велико и основано на заказах, поступавших со всей страны: это были выставочные и музейные экспозиции, городская среда, интерьеры общественных зданий и центров культуры и т.п.
Поступить на работу в обе эти фирмы было чрезвычайно трудно: в обоих случаях требовалось продемонстрировать работы, созданные на определенном профессиональном уровне, в качестве доказательства права трудиться в этих элитарных творческих коллективах.
К счастью, я и мои коллеги, архитекторы Е.А.Агроскин, М.А.Шишков и А.А.Сорокин, смогли продемонстрировать наш проект и осуществленную экспозицию в интерьерах одного из крупных павильонов ВДНХ – «Дальний Восток». (С работой на ВДНХ в качестве художника-проектировщика связаны четыре года моей деятельности в 50-е годы – помимо «Дальнего Востока» мы работали над павильонами Азербайджана и Молдавии).
В 1961 году двери КДОИ для нас открылись. За тридцать лет, отданные мною этому Комбинату, я прошел в нем путь от художника до руководителя творческо-производственной мастерской и председателя художественного совета.
В основе структуры КДОИ лежали творческие объединения или творческо-производственные мастерские, в которых трудились и проектировщики, и художники, и специалисты многих других профессий, способных осуществлять сложнейшие объекты на разных их стадиях.
Некоторые объединения были заняты, в основном, проектированием музейных экспозиций. Другим объединениям был свойственен более широкий профиль: в сферу их деятельности входили и выставочные комплексы, и архитектурно-художественное решение интерьеров общественных зданий, и объекты благоустройства и дизайна городской среды.
Важнейшее место в структуре КДОИ занимали Художественные советы, фактически руководившие творческим процессом. Они были призваны не только рассматривать и оценивать всю работу Комбината, но и выполнять ответственную обязанность Учебного центра и Центра повышения профессиональной квалификации.
Дело в том, что никто из пришедших в КДОИ сотрудников первоначально не обладал специальными знаниями в такой, по-своему уникальной области на стыке архитектуры и изобразительного искусства, какой является художественное проектирование. Получение новых знаний и умений было поэтому безусловной необходимостью.
Членами художественного совета в период, когда я пришел работать в КДОИ, «профессорами», как мы их называли, были В.О.Роскин, А.С.Левин, В.Л.Храковский, С.А.Семенов, И.К.Зиновьев – ветераны, мастера искусства и архитектурно-художественного проектирования, активно творившие и в эпоху авангарда в начале ХХ века. Это были наши учителя, передававшие нам свой громадный творческий опыт.
В работе художественного совета принимал участие и искусствовед – очень популярный в свое время, а сегодня, к сожалению, забываемый – Б.И.Бродский. Он был одним из немногих представителей профессионального искусствоведения и критики, анализировавших сферу художественного проектирования и сопутствующих ее развитию. Этим задачам также была посвящена деятельность художественных советов. На первом же совете, где нам пришлось показывать свои произведения, стало ясно, что я и мои коллеги оказались в Школе, где получить даже положительную оценку было совсем не просто. Нам стало ясно: придется учиться и учиться. Пришлось вспомнить различные методы обучения. Так, например, я пользовался уникальной возможностью общения с классиком Советского авангарда В.А.Стенбергом, одним из легендарных братьев Стенбергов. Незабываемы консультации в мастерской Владимира Августовича. К нему я часто обращался за советом в решении наиболее сложных творческих проблем.
foto3.jpg Своеобразной настольной книгой для нас, работавших в искусстве архитектурно-художественного проектирования второй половины ХХ века над темой «Пространство и Среда», были шедевры, созданные в эпоху советского конструктивизма и авангарда в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне.
Я имею в виду, прежде всего, работы К.С.Мельникова. И.И.Леонидова, И.А.Голосова, Н.А.Ладовского, братьев Весниных, М.Я.Гинзбурга, В.Е.Татлина, К.С.Малевича, А.М.Родченко, Л.М.Лисицкого, Я.Г.Чернихова. В особенности важны опыты этих мастеров по созданию средств архитектурно-художественной выразительности в решении организации пространства, в работе с формой и цветом, что делает их произведения образными и запоминающимися.
Авангард 20-х годов был для меня и моих коллег пособием для обучения, что, однако, никак не исключало необходимость принимать собственные формообразующие решения, исключающие, как правило, возможность прямого заимствования.
Нашему самообразованию способствовала и появившаяся в 1964 г. в структуре Союза художников СССР Центральная учебно-экспериментальная студия «Сенеж». Ее основатели Е.А.Розенблюм и К.М.Кантор задумали создать «Школу», куда с одобрения К.И.Рождественского со всей страны будут приезжать – и приезжали – в качестве «учеников» (участников семинаров) художники-проектировщики, архитекторы и дизайнеры.
Между КДОИ и «Сенежом» существовал прочный контакт: руководители Сенежских семинаров Е.А.Розенблюм и М.А.Коник активно участвовали в творческой и производственной деятельности Комбината. Е.А.Розенблюм проектировал и создавал экспозиции многих музеев; Марк Коник, работая в руководимой мною творческой мастерской – одном из подразделений КДОИ, был моим соавтором большого количества выставочных комплексов.
В КДОИ, как правило, не читали лекций – там ОСУЩЕСТВЛЯЛИ запроектированные объекты. И в этом было основное различие двух школ!
Я вновь подчеркиваю тот факт, что КДОИ был в течение многих лет уникальной школой искусства архитектурно-художественного проектирования, в которую приходили дипломированные архитекторы и художники, чтобы на практике научиться многому, чего они были лишены в высших учебных заведениях страны.»

С начала 90-х годов, благодаря возросшей интеграции России в культурное сообщество стран Европы, Р.С.Фаерштейн принимает участие в работе как российских, так и германских творческих союзов, достойно представляя российское изобразительное искусство в европейской художественной среде. К результатам его деятельности в этот период относится участие в более 60-ти художественных выставках, создание крупных персональных выставочных проектов и их реализация в музеях, галереях, общественно-культурных и научных центрах.
foto4.jpg
До последнего дня одним из основных направлений творческой деятельности Р.С.Фаерштейна оставалось создание им выставочных и музейных экспозиций, превращение их средствами художественного проектирования в цельные и выразительные пространственные инсталляции. В 90-е годы все большую роль для художника играло создание им произведений живописи, графики и художественных объектов. Его произведения находятся во многих частных и общественных коллекциях в России и за рубежом.

Роман Самойлович Фаерштейн внес неоценимый вклад в развитие профессии художник проектировщик.
Награжден медалью Московского Союза художников.

Правление Творческого союза художников России и Секция художественного проектирования МСХ выражают соболезнования родным и близким
Романа Самойловича Фаерштейна (1926-2017)

Поделиться:
Подписаться на рассылку