«Умвельт»: персональная выставка концептуального искусства Надежды и Данила Логиновых

С 20 сентября по 22 октября 2023 года в Музее изобразительных искусств города Комсомольск-на-Амуре проходит персональная выставка концептуального искусства «Умвельт» членов Хабаровского регионального отделения ТСХР Надежды и Данила Логиновых.

«... ты можешь пройти часть пути с Конфуцием,
другую — с Лao-цзы, третью — с Гаутамой;
но в конце концов ты обнаружишь, что остался на месте,
потому что ты всегда познаешь только свой мир и никогда мир вообще»
Эрих Мария Ремарк

pent5351.jpgUmwelt (нем. окружение, окружающий мир) - понятие, введенное в 1909 году немецким биологом Якобом Икскюлем. Умвельт — это ближайшая область окружающего мира, которую животное способно воспринять.

Согласно Икскюлю, в силу биологических особенностей у животных могут быть разные умвельты, несмотря на единство физической среды обитания. Так, например, умвельт клеща, ожидающего в траве теплокровное животное не совпадает с умвельтом собаки, бегущей по этой же самой траве, несмотря на то что объективно это одна и та же среда. Умвельт животного находится в непосредственной зависимости от его физиологических и анатомических особенностей. Умвельт определенного вида живых организмов не способен включить больше, чем позволяет его строение, функционирование его органов чувств.

Человек является единственным видом животных, не имеющим определенного умвельта. Кроме того, человек - единственное существо, способное к расширению своего умвельта через познание и активное изменение окружающей среды. Тем самым он формирует новую нишу, преобразует среду под свои нужды и потребности, меняет как экологическую, так и культурную среды. Свой собственный умвельт формирует и каждый человек в отдельности, изменяя и преобразуя свое индивидуальное окружение. Ты — это то, что тебя окружает.

Путешествия, космос, изучение мирового океана, познание законов природы все это расширение умвельта человечества как вида. Вершиной формирования умвельта человека является культура и искусство. Существуя в определенной стадии познании мира, художник формирует собственный умвельт. Посредством создания и демонстрации произведений искусства художник включает в это познание и зрителя. Выставочный проект - своего рода общий умвельт художника и зрителя.

Следуя смещению фокуса в искусстве с предмета на событие, зритель перестает быть сторонним наблюдателем, а становится участником процесса. Искусство - не замерший во времени в неизменном виде предмет. Это процесс, как и познание. Ничто не вечно. Искусство смертно, как и человек. Пока есть, кому воспринимать - существует и искусство.

Выставка «Умвельт» сформулирована и исполнена в рамках современного концептуального искусства.

Концептуальное искусство — это направление в современном искусстве, которое ставит акцент на идею и концепцию произведения, вместо его внешнего вида или технического мастерства.

Оно возникло в середине 20-го века и является одним из ключевых элементов постмодернистской эпохи. В отличие от традиционных форм искусства, таких как живопись или скульптура, концептуальное искусство не ограничивается материальными произведениями. Оно может быть представлено в различных формах, включая текст, фотографию, установку или перформанс.

Главное в концептуальном искусстве — это идея, которую художник пытается передать через свое произведение. Основная идея концептуального искусства заключается в том, что идея или концепция важнее самого произведения искусства. Художник сосредотачивается на контексте, идее и смысле произведения, а не на его внешней форме. Это позволяет художнику исследовать новые пути самовыражения и вызывать дебаты в обществе.

Важно отметить, что концептуальное искусство не стремится к красоте или эстетическому удовольствию, а скорее к передаче идеи и вызову мыслительного процесса у зрителя.

На выставке «Умвельт» представлено 11 инсталляций. Художники рефлексируют не только на общие философские темы, такие как жизнь и судьбоносные решения, но и не оставляют без внимания историю родного города. Произведение «Несостыковка», посвященное недостроенному Пиванскому тоннелю вызывает дрожь и даже чувство страха. Драматичная история этой «эпичной» стройки не оставит равнодушным зрителя, а концепт произведения – о напрасных усилиях и о цене за каждое наше действие в рамках собственной жизни – приводит к рефлексии, а значит к диалогу зрителя с выставкой.

Выставочный проект «Умвельт» — это процесс, в котором зритель становится активным участником. Через различные перцептивные каналы зритель воспринимает произведения, совершает некие действия, наблюдает, анализирует, преобразует, интерпретирует. Темой рефлексии является время, его восприятие, а также биологические и физические явления окружающей действительности (такие как квантовая физика и открытие Нильса Бора, закон Карла Бэра, закон Эрнста Геккеля)

Несмотря на порой сложные категории и темы, которыми оперируют художники, выставка достаточно понятна и доступна к восприятию зрителем. Произведения устроены так, что в них уже заложены ключи-подсказки и вы обязательно сможете их считать и прочувствовать. В концептуальном искусстве исследователь не только художник, но зритель. Мы предлагаем войти Вам в новое пространство смыслов, символов, ощущений и дополнить свой «Умвельт» через выставку концептуального искусства Надежды и Данила Логиновых.

Куратор выставки: Анна Денкина.

Место проведения: г. Комсомольск-на-Амуре, просп. Мира, 16.

Поделиться: