Памяти Сергея Калинина (1960-2024)

0001_portret_sergeya_kalinina.jpg

Творческий союз художников России с глубоким прискорбием сообщает, что 1 апреля 2024 года ушел из жизни член ТСХР Сергей Калинин.

Сергей Калинин окончил художественный факультет Московского Технологического Института, там же преподавал. Его считают одним из лучших живописцев и самых острых портретистов России. Базис его творчества – русский реализм XIX века, точность Репина и ге-ний стилизации Серова, непревзойденное мастерство живописи в сочетании с современной страстью к исследованию скрытых смыслов визуальности.
В конце 1980-х Сергей Калинин был одним из участников легендарного постперестроечного «сквота на Фурманном», он был последним, кто остался там — когда бульдозер уже рушил часть здания, он продолжал дописывать картину. Это одна из его черт — считать искусство самым важным, что есть в жизни, рисковать жизнью, отдавая всего себя, что он и сделал.

В начале 1990-х он был приглашен в Германию, где работал с культовой берлинской галереей Wohnmaschine, и организовал свою собственную школу искусств в Гамбурге, графство Блицдорф. В этот период он, в числе прочих работ создал многофигурную кинетическую живописную композицию, в которой встречались и вступали в диалог культурные и политические деятели разных времён и стран, а также большую серию картин, «встречи через времена и пространства» двух ключевых политических деятелей России и Германии, проявлявших особый интерес к культуре: Екатерине II и Фридрихе III. Эти работы стали предвестниками поздних серий работ Виноградова и Дубоссарского, в которых также происходили комбинации времён и пространств.

В 2002-2005 Калинин вместе с Фаридом Богдаловым осуществил громкий проект «Заседание Федерального собрания», основанный на монументальном полотне Репина. Калинин и Богдалов изобразили всех значимых на тот момент современных политиков России, многие из которых позировали лично. Произведение получило всенародную известность. Проект включал в себя честные народные выборы — художники создали сайт, на котором все могли предложить свою кандидатуру в нарисованное Федеральное собрание. На основе этого голосования художники выбрали героев картины. Эскизы к проекту, нарисованные Калининым, стали любимым дипломатическим подарком российских политиков. Живописному и графическому мастерству свойственны прозрения, которые считываются интуитивно, и таких в портретах и большой картине много, но как пример хочется привести источник, любимый Калининым портрет императора Николая II кисти Валентина Серова, в котором живописная лихость в написании сомкнутых рук императора даёт понять, что он уже неспособен ничего сделать.

Часть набросков Калинина к этому проекту были проданы на аукционе для лечения детей, пострадавших во время теракта в Беслане, средства были направлены на сложные операции для двоих детей, в Израиле и Германии. Продолжение проекта, полотно «В ожидании аудиенции», изображение саммита «Большой восьмерки» в 2006, где политики были поставлены перед лицом Бога - находится в коллекции Константиновского дворца, «русского Версаля» в Стрельне под Санкт-Петербургом.

С 2008 года Сергей Калинин работал над большими персональными проектами. Первым стала масштабная «Гладиатория» в только что закрытом казино гостиницы «Метрополь» в 2009 — колорит роскоши и азарта был органичным фоном для темы «боев без правил». Взяв эту тему, Калинин хотел показать, как быстро цивилизованный человек может стать варваром, но в то же время в экстренных обстоятельствах проявляются сверхспособности. Интервью Сергея Калинина о проекте «Гладиатория» можно прочитать здесь.

Проект «Le Moulin/Мельница» 2012 года — снова интерес художника к антропологии, но уже с точки зрения (не)стандартов женской красоты. Как пишет в каталоге выставки искусствовед Мария Кравцова: «Изучая феномены классического и нового парижского кабаре, художник показывает, как на смену ярким индивидуальностям золотого века пришла красота завораживающая, но холодная, деперсонализированная». Витальность и страсть, импровизация, желание быть собой танцовщиц во времена Тулуз-Лотрека — и в противовес правила кабаре Crazy Horse, мизансцены строевые, и факт того, что танцовщицы доделывают себя пластическими операциями под параметры стандарта фигуры и лица.

В «Путевых заметках» 2014 года Сергей Калинин исследует «новое лицо» Европы. Но, в отличие от пути ориенталистов Верещагина, Делакруа и Энгра, сейчас не Европа едет покорять Восток, но происходит обратное движение. Эти экзотические и живописные сочетания культур Калинин передает в своих картинах, открывая в уличных сценках, персонажах и пейзажах глубины культурных и социальных перемен нового века.

Проект 2016 года «Ланнистеры всегда платят свои долги» Калинин рассматривает новую культурную страсть – всемирное увлечение сериалами. Взяв за основу четыре из них: «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Шерлок» и «Настоящий детектив», он исследует влияние классического мирового искусства на кинематограф, наследие искусства в формировании представляемых нами образов «английскости», «американскости», любви к «медиевализму», соотнесенному с современностью. В тщательно отобранных ракурсах и деталях Калинин открывает всю культурную базу человечества, мифологическую основу, которая объединяет различные идентичности. Этот проект стал новым «всенародным» — в галерею «Триумф» выстраивались очереди посмотреть этот проект. Интервью Сергея Калинина о проекте для журнала «Диалог искусств» можно почитать здесь.

В последние годы Сергей Калинин работал над огромным живописным проектом «Чрезвычайная избыточность». Название это нашлось в новоязе журналистских репортажей, но проще его можно было назвать «Парады и праздники». По сути, это мировая панорама обрядов, у всех народов призванная удержать мир от разрушения. Все понимают эти ритуалы по своему, и мир для всех разный. Художник, верный своей убежденности в том, что животные и мы не так далеки друг от друга, включил в серию также и несколько картин о традициях животных — брачные обряды птиц или совместная охота шакалов. Ему удалось показать, что всё это очень красиво, и что красота и торжественность не равна благородным намерениям. Он поставил вопросы и перед искусством как таковым, которое способно эстетизировать всё — в этом и смысл искусства, и его ответственность за выбор.

Во всех своих работах Сергей Калинин последовательно продолжал линию искусства, которая принадлежит только ему — наследие золотого века русской живописи, которое состоит не только в сохранении мастерства, но и в точности видения исторической ситуации.

Работы Сергея Калинина находятся в коллекциях: музей Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Национальная галерея искусств Захента, Варшава; частных коллекциях экс-президента Франции Жака Ширака, экс-федерального канцлера ФРГ Герхарда Шрёдера, герцогини Сабины фон Шрёдер, герцогство Блицдорф; коллекции русского и польского нонконформизма Петра Новицкого, Варшава.

Выражаем свои глубокие соболезнования родным и близким, его коллегам, товарищам, ученикам и поклонникам его творчества.

Прощание с Сергеем Калининым состоится в четверг 4 апреля в 15:00 (Москва, Будайская ул., 2, стр. 4. Проход в здание морга через КПП больницы).

Поделиться: